Расследование причин трагедии Генпрокуратура оставила за собой: так легче координировать следственные действия, в которых участвуют представители почти всех силовых структур. У взрывотехников сомнений нет: на борту самолетов произошли взрывы. Это террор. По словам начальника научно-технического управления ФСБ генерал-лейтенанта Андрея Фетисова, "юридически значимые результаты работы экспертов носят абсолютно достоверный характер". Все меньше сомнений у следствия по поводу исполнителей теракта: фрагменты остались только от тел двух пассажирок обоих самолетов, по спискам проходящих как жительницы Грозного Сацита Джебирханова и Аманта Нагаева.
По предположению правительственной комиссии под руководством министра транспорта Игоря Левитина в срочном порядке латаются дыры в системе обеспечения безопасности полетов гражданской авиации. С конца прошлой недели совместно с сотрудниками служб авиационной безопасности к предполетному досмотру пассажиров и багажа приступили сотрудники транспортной милиции. Планируется, что это будут исключительно офицеры, имеющие специальную подготовку. В их обязанности входит: проводить так называемый разведопрос пасажиров, контролировать их поведение, при необходимости проверять их через базу данных МВД. Рассматривается и предложение возродить существовавшую на некоторых маршрутах еще в советские времена службу офицеров безопасности, которые сопровождали бы рейсы на наиболее опасных маршрутах. Кроме того, авиакомпаниям отныне предписано заносить в авиабилеты номера паспортов пассажиров. О новейших методах выявления потенциальных террористов, широко применяемых в американских и европейских аэропортах, таких, как анализ отпечатков пальцев и рисунка радужной оболочки глаз, - пока речь не идет.
Давно назрела и еще одна мера, о которой говорилось на последнем заседании комиссии - это оснащение зон спецконтроля в аэропортах новейшим оборудованием, способным обнаруживать взрывчатку. Выпуск таких "электронных носов" отечественная промышленность освоила еще несколько лет назад. Но это довольно дорогая плата за безопасность, поэтому такого рода спецтехникой в стране оборудована пока треть аэропортов.
Трагедия обнажила и пробелы в законодательстве. Предстоит не только вносить изменения в Воздушный кодекс, который сейчас отдает все вопросы безопасности полетов на откуп исключительно администрации аэропортов, но и срочно разрабатывать специальный закон о защите гражданской авиации от различных угроз. Есть и еще один деликатный вопрос. Наши законы в случаях терактов освобождают страховщиков от ответственности по договорам. Родственники погибших могут рассчитывать только на выплаты по обязательному страхованию пассажиров, а это копейки. Косвенно несправедливость такой ситуации признало и правительство, решив выплатить родным и близким из резервного фонда по 100 тысяч рублей.