Из Москвы в Санкт-Петербург уже направлена группа опытных оперативников из МВД России. В департаменте уголовного розыска мне сказали, что там поначалу не поверили этой кошмарной информации из города на Неве. А когда все подтвердилось, "пришлось мобилизовывать лучшие силы". В питерской горпрокуратуре корреспонденту "Труда" сообщили, что уголовное дело по статье УК "Кража" было возбуждено обычным милицейским следователем из РУВД Центрального района. Пока оно в том же РУВД и находится. Однако, поскольку событие незаурядное, расследовать его, скорее всего, будут на самом высоком уровне.
Куда же пропали две сотни экспонатов? Сыщики пока в самом начале пути. На допрос к ним выстроились очереди из музейщиков. Сейчас главное - опросить как можно больше людей.
А началось все с того, что еще в августе прошлого года в Эрмитаже стартовала плановая проверка музейных фондов. Такие мероприятия проводятся регулярно. Во время оных случаются и конфузы: не могут найти то один экспонат, то другой. Однако впоследствии, как правило, выяснялось, что ценные образцы были приписаны либо к другим отделам, либо имелась ошибка в записях. Но, говорят, бывало и такое: уникальные экспонаты формально числились за хранителями, которые уже не работали в музее. Правда, тогда везло, все в конце концов вставало на свои места.
Спустя 3 месяца после начала этой проверки на рабочем месте неожиданно умирает 46-летняя хранительница тех самых экспонатов, которые, как позже выяснится, исчезнут. В связи с этим по музею тогда пошли разные слухи. Однако принципиальных и далеко идущих выводов никто тогда еще не делал.
Тем более что, как говорят, эту коллекцию эмалей еще до того собирались передавать под ответственность более молодым сотрудникам (одной из прежних хранительниц исполнилось 76 лет). И проверка продолжилась. Во время ее делались и неприятные "открытия": чего-то найти не удавалось. Но все еще надеялись, что, в конце концов, все выяснится. Пропажи отыщутся, и все будет хорошо.
К июлю проверка закончилась. А пропавшие эмали так и не нашлись.
Руководству пришлось признать, что скандала не избежать. И лишь тогда в милицию поступило официальное обращение за помощью.
Вот с того момента милиционеры со знанием вопроса и заговорили об "оборотнях в музее". Ко вчерашнему дню никто из тамошних "оборотней" задержан не был. При этом в дирекции Эрмитажа по-прежнему повторяют, что "без участия сотрудников музея тут не обошлось".
Куда ведут следы преступников, пока не установлено. Кто-то говорит, что речь идет о преступном заказе на кражу крупным коллекционером. Но назвать его имя посвященные опасаются. Между тем эту версию сейчас активно разрабатывает и милиция. К сожалению, нет ясности с тем, удалось ли преступникам вывезти за рубеж хотя бы часть пропавшей коллекции.
В истории одного из лучших музеев мира заметных краж было немного. Кстати, ровно год назад оттуда "испарилась" довольно дорогая ваза XIX века из экспозиции "Русский кабинет". Хранители поначалу надеялись, что найдется, но отыскать ее так и не удалось. А в марте 2001 года прямо со стены было украдено ценнейшее полотно французского живописца Жана Леона Жерома "Бассейн в гареме".
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ МИХАИЛА ПИОТРОВСКОГО
А вот что сказал по этому поводу вчера на специально созванной пресс-конференции директор Государственного Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ:
- Сейчас определяется время, в течение которого были совершены кражи. В Интерпол отправлен соответствующий документ для постановки пропаж на учет. Сбыть их очень сложно, так как большая часть из пропавших у нас экспонатов имеет музейный характер. Пока что они нигде не "всплывали".
- Скажите, что это за экспонаты, какие из них наиболее ценные?
- В основном это искусство русской эмали средних веков и ХIХ века. Много разных наборов. Есть иконы с окладами эмалью. Общая стоимость пропажи - около 130 млн. рублей.
- А как долго умершая сотрудница была хранителем данного отдела?
- Достаточно долго.
- Подозреваете ее?
- Исключить участие сотрудников нашего музея в пропаже, к сожалению, не могу. Хотя в это хранилище имели доступ всего 3 - 4 человека. Человеческий фактор в нашей сегодняшней жизни может иметь решающее значение. Мы живем в обществе, где прежние устои уже ушли. На первое место вышли деньги, и они играют такую роль, какую никогда не играли прежде. К тому же на Западе рядом с музеями давно обосновался плохо контролируемый антикварный рынок, влияние которого на музейных работников разных стран ощущается очень сильно. Которому трудно противостоять.
P.S. Как сообщил "Труду" анонимный источник в ГУВД Петербурга и области, в краже 221 экспоната подозреваются студенты одного из петербургских вузов, не так давно проходившие стажировку в Эрмитаже, бывавшие в том числе и в данном хранилище.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Савва ЯМЩИКОВ, известный искусствовед и реставратор, заслуженный деятель искусств России, академик РАЕН:
- Для меня новая кража эрмитажных ценностей не стала неожиданностью. Когда в конце 90-х Счетная палата РФ устроила проверку Эрмитажа, то обнаружилось, что немало сокровищ, указанных в инвентарных книгах музея, попросту отсутствуют. А несколько выставок, составленных из шедевров Эрмитажа, гастролируют на Западе незастрахованными. А значит, в случае их утери наша страна не получила бы никаких компенсаций. Меня тогда озадачила позиция директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, который заявил, что тогдашний зам. председателя Счетной палаты Юрий Болдырев, дескать, ничего не понимает в музейном деле. На что Болдырев невозмутимо ответил: "Я в музейном деле, может быть, ничего и не понимаю, но вы предметы нам отсутствующие покажите. Где они?" Дело тогда замяли. Вскоре Болдырев ушел из Счетной палаты...
Могли ли подобную кражу совершить воры со стороны? Чтобы уголовники таскали "ювелирку" в таких масштабах из Эрмитажа - исключено. Это классическая кража "изнутри". Не хочу никого обвинять, но то, что в деле замешаны музейные работники, - сто процентов.
Лет 25 назад, когда Эрмитажем руководил отец нынешнего директора Борис Пиотровский, тот же Русский отдел музея уже был основательно обворован. Тогда следственная комиссия установила, что музейный хранитель подменил множество ювелирных шедевров на стекляшки и преспокойно эмигрировал в Израиль. Мой приятель работал в этой комиссии, поэтому я знаю все из первых рук. Пиотровский-старший тогда чудом удержался в директорском кресле...
Евгений СТРЕЛЬЧИК, советник руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура):
- Как только стало известно об исчезновении из Эрмитажа 221 экспоната, глава Росохранкультуры Борис Боярсков дал указание провести проверку этого музея, чем и займется со 2 августа специальная комиссия нашего ведомства, куда включены московские специалисты и сотрудники территориального управления по Санкт-Петербургу. Параллельно с нами будет работать Федеральное агентство по культуре и кинематографии. По факту кражи возбуждено уголовное дело. Есть соответствующее заявление со стороны директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. В уже присланных нам из Эрмитажа документах поражают драматические моменты. Чего стоит только скоропостижная кончина прямо на рабочем месте хранителя экспонатов. Детективная история. Однако пока рано делать какие-либо выводы. Мы не строим из себя сыщиков. Наше дело - контроль за сохранением музейных фондов, плановые проверки во всех российских музеях, выявление нарушений, требование от музейных работников более четкого выполнения пунктов закона. Об отношениях между нашим ведомством и Эрмитажем мы расскажем позже. Пока от комментариев воздержимся.