Исполнилось 20 лет Московской государственной картинной галерее народного художника СССР Александра Шилова. Событие для кого-то важное, для кого-то нет, но безусловно знаковое. Только с каким знаком — плюс, минус?
Наверняка найдутся те, кто скажет: да это же дурновкусие, ремесленный натурализм, потакание запросам бывшего капээсэсного начальства, ценившего «реализьм» и гнобившего истинное творчество.
Да, Александр Максович любил и любит изображать сильных мира сего — тех, которые не потерпят, чтобы им приделали лишний нос или посадили глаза на затылок. Впрочем, любит он и совершенно других персонажей — например, ветеранов войны, никак не обласканных властью, и эти его картины — скорее ее обличение, чем лесть. Вспомним, что и начиналась его популярность в 1970-е совершенно не с официозной стороны — публика, утомленная суровыми геологами и строителями грандиозных ГЭС, выстраивалась в километровые очереди, чтобы посмотреть портреты простых современников и современниц, выполненные кистью академической выработки в манере русских классиков XIX века.
Почести художнику
Признаем честно: авангард — он для элиты. Куда бежать простому зрителю? В объятия традиции, знакомой по школе, по иллюстрациям из «Родной речи». Можете назвать это популизмом, но именно такое искусство имеет шанс стать народным. Если проводить параллель с музыкой, то Альфред Шнитке — изумительный композитор, но ему никогда не достичь популярности Евгения Доги.
«Огромную галерею в центре Москвы — этому ремесленнику?..»
Да, очевидно, сработали тогдашние связи с Юрием Михайловичем Лужковым. А вы напишите столько работ, сколько этот «ремесленник». 1200 картин и рисунков собралось за два десятилетия в доме на Воздвиженке. И каждый год по нескольку десятков картин добавляется: Шилов дарит их музею. Заметим, не продает. И государственной галерее, а не его личной. И это не тираж, не халтура. Александр Максович признавался мне, что под конец дня падает от усталости — ведь работать приходится стоя, к вечеру глаза болят и слезятся от перенапряжения. А какая скрупулезнейшая выделка — те же драпировки, светотени. Уж не говорю о рефлексах на человеческом лице, самом сложном из объектов художника.
«Это они защитили Родину!» 2013 год
Конечно, есть и у Шилова ремесленные работы — у кого их нет, от Рубенса до Айвазовского. Художника судят, как известно, по вершинам. Посмотрите на тот же портрет Сергея Михалкова. Да, парадный — не подкопаешься. Но и беспощадно правдивый. Аристократизм, талант, тщеславие, фанфаронство — ничего не скрыто.
А рядом — безвестные, но все как одна роскошно-блондинистые красавицы, след которых в своей жизни художник оценил по высшему разряду — поместил их среди самых знаменитых лиц времени. И, конечно, друзья живописца, написанные им с очевидной любовью, а значит — талантливо и хорошо. А вы говорите — певец власти.
Кого-то возмущают «дремучие» суждения Шилова об искусстве: «импрессионисты разрушили портрет», «авангардисты не умели рисовать»... Так художник — не искусствовед, от него картин надо ждать, а не концепций. Если читать концепции, то дремучей Толстой трудно найти: ни Шекспира, ни Чехова не понимал.
Просто у Шилова — свое место в нынешней общественной ситуации. Он нужен и таким персонажам, как Сергей Степашин, Леонид Якубович, Владимир Винокур (пришли в среду на торжество). Он нужен и тем тысячам «простых зрителей», что толпились внизу, ожидая, когда вслед за випами пустят и их.
Знаменитые гости, они же персонажи Александра Шилова - Станислав Говорухин, Сергей Степашин, Леонид Якубович, Владимир Винокур
Мне только интересно, кого в день юбилея 31 мая так напряженно ждал Александр Максович, отчего так задержал торжество, что журналист «Труда» вынужден был уйти, не дотерпев до пика церемонии? В приглашении значился министр правительства Москвы Александр Кибовский. Неужели его? Да, кинорежиссер и депутат Думы Станислав Говорухин — конечно, гораздо более праздный человек, чем Александр Владимирович, он явился вовремя.
Александр Максович, что вам так нервничать по поводу внимания власти? Вас ведь правда публика любит. Это было бы очевидно и без военного оркестра, который исполнял духовую музыку у входа, и без караула гвардейцев на каждом этаже галереи. Вы вправду народный художник. Ну а то, что народ не совсем такой, каким его представляет себе художественная элита — этоуж, как говорится, объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Ну и последнее. Хотя, уверен, навлеку на себя гнев многих, приведу один неопровержимый аргумент «за» Шилова. Однажды он сказал: Сергей, я хочу тебя нарисовать... Я пропустил это мимо ушей: мало ли чудачеств приходит в голову знаменитостям. Но Шилов повторил это другой раз, третий... Отступления не было.
А таким увидел Шилов в 1998 году автора этой заметки
Рисунок был сделан за три часа. И до сих пор нет у меня более точного собственного изображения, ни фотографического, ни рисованного кем-то. Причем портрет писался два десятилетия назад. Помню, еще тогда обиделся: чего это Максыч мне столько лет прибавил? Но мудрая старшая сестра объяснила: настоящий художник всегда смотрит вперед.
Шилов действительно смотрел вперед: через двадцать лет я именно такой, каким он меня нарисовал в конце 90-х.
Как думаете, вам удастся изменить мое отношение к Шилову? Вот теперь можете кидаться хоть цветами, хоть тапочками.