Рискну предположить, что политические круги по воде могут разойтись значительно шире. Конечно, происшедшее - далеко не конец света, но следует признать, что мы имеем дело с самым громким скандалом первого срока пребывания Владимира Путина у власти и, возможно, с самым значительным политическим кризисом за годы его почти бескризисного президентства.
Отставка Волошина знаменует собой очевидное проседание одной из группировок, которую называют "староельцинской", или "семейной", в пользу так называемых "питерских силовиков".
В разделении обязанностей внутри администрации "семейные" традиционно отвечали за выборы, выступая весьма эффективными политическими менеджерами. Отставка Волошина накануне выборов депутатов Думы и президента, очевидно, не укрепит позиции власти на избирательном фронте, поэтому Путин, отпустив самого главу администрации, оставил в команде его людей, пусть на какое-то время. Но в любом случае уход Волошина неизбежно изменит характер взаимоотношений между Кремлем и остальными политическими игроками.
С "семьей" был связан и вполне определенный политический курс (или политический стиль), который злые языки называли "управляемой демократией", основанный на административно-информационном доминировании на выборах и выстраивании системы поддержки президента в парламенте и в регионах жесткими, но внешне демократическими методами. Не исключено, что уход Волошина положит начало закату "управляемой демократии", на смену которой теоретически могут прийти либо реальная демократия, либо "управляемая недемократия". Я почти уверен, что Путин постарается сохранить баланс сил в своем окружении и не захочет опираться лишь на одну группировку, отталкивая от себя тем самым все остальные и сужая опору своей власти в элите. И назначение на пост главы администрации Дмитрия Медведева, не принадлежащего к команде "силовиков", это, скорее, подтверждает.
Реакция электората на происходящее пока еще точно не замерена, и замеры вряд ли много дадут - общественное мнение обычно сразу не замечает глубинные общественные разломы. Исходя из общих соображений, трудно не согласиться, что дело ЮКОСа власти сильно не повредит, учитывая отношение людей к крупному бизнесу. Но, похоже, некоторые проблемы все-таки создаст.
В "путинской коалиции" - той огромной части избирателей, которая готова голосовать за президента, - есть один существенный социальный слой, который во многом не разделяет предубеждений против частных предпринимателей и, во всяком случае, не является сторонником репрессивных мер. Это - молодежь. Если Путин хочет в марте следующего года победить уже в первом туре, он не может позволить себе ее терять.
Вполне вероятно, что шум вокруг дела Ходорковского может также разбудить "спящую собаку" - до сей поры не слишком политически активный средний класс, мелких собственников, которые обнаружат, что им тоже есть что терять. Эти настроения уже довольно отчетливо видны как минимум в Москве и Санкт-Петербурге, где люди регулярно читают газеты. Следует заметить, что большинство печатных изданий заметно драматизирует происходящее и симпатизирует скорее Ходорковскому, нежели Генеральной прокуратуре. Я предвижу более высокую, чем обычно, явку на выборы традиционно не голосующих благополучных представителей среднего класса, что явится хорошей новостью скорее для "Яблока", Союза правых сил и кандидата по имени "против всех", нежели для партии власти.
Еще одним неприятным для власти обстоятельством оказывается то, что события вокруг ЮКОСа совпадают с началом периода прямой предвыборной агитации в средствах массовой информации. Уже с 7 ноября представители зарегистрированных партий начнут ежедневно появляться на экранах, не исключено, что в прямом эфире. Боюсь, градус критики правительственного курса может оказаться более высоким, чем многие ожидали. Причем это критика зазвучит и справа, и слева, поскольку у ЮКОСа были сторонники (в том числе и небескорыстные) во всех сегментах политического спектра.
Аналитики в основном сходятся в том, что дело ЮКОСа не вызовет для России серьезных внешнеполитических осложнений - Запад заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с нами для решения ряда острых региональных проблем, а Восток и Юг такими делами не удивишь. Все так. Вот только имиджевых потерь не избежать: пресса у России за рубежом в эти дни очень плоха. И ультраправые в западных странах, которые всегда доказывали нежелательность членства нашей страны в клубе цивилизованных государств, полагают, что у них появились дополнительные аргументы, чтобы уже заявлять о необходимости, например, исключения России из "большой восьмерки"...
Вывод. Политические последствия пока не слишком велики, но они существуют, и многие из них создают определенные неудобства Кремлю.