Пенсионерка Галина Щипачева три дня кряду пешком через весь город приходила к больнице к пяти часам утра:
- Талона мне ни разу не досталось. Я уже готова заплатить - так мне в больнице говорят, что с пенсионеров брать деньги не имеют права. А по ночам по нашему городу ходить страшно: темно, поскольку ни одного фонаря нет, наркоманы и пьяные буянят.
Ее коллеге по очереди пенсионеру Федор Евчику также не повезло:
- Пришел к половине пятого, был четвертым. Я спросил у женщины, которая возглавила очередь, во сколько же она-то пришла? Ответ меня ошеломил: в полтретьего ночи! За талончиком теперь, видимо, придется с раскладушкой таскаться в ночное. Так скоро уж снег выпадет. Тогда как?
И.о. главврача Федор Худяков признает: "Да, проблема существует. Работают у нас три врача, на каждого выдается в день по одному талону для пенсионера и по одному для ребенка".
Талонный дефицит существует не только в Богдановиче. И в Екатеринбурге, например, по утрам пенсионеры штурмуют регистратуры в надежде добыть заветное направление на прием к стоматологу, невропатологу, хирургу. Талоны набирают с запасом, записывают родственников, соседей.
- Все очень просто, - объясняет Елена Брагина, которая 13 лет проработала невропатологом, а сейчас переквалифицировалась в участковые врачи. - Участковым зарплату подняли, они в полтора-два раза больше зарабатывают, чем узкие специалисты. К тому же еще обещают совсем уж фантастическое повышение их зарплаты. Вот специалисты и разбегаются.
Реформа амбулаторно-поликлинического звена реализуется в Свердловской области уже три года. Областная программа нацелена на поощрение специалистов широкого профиля, семейных врачей, профилактику - зарплата доктора напрямую зависит от количества здоровых людей на его участке. Из нужного выбрали нужнейшее: в отдельных селах даже медпунктов нет, тут уж не до заботы о специалистах.
В областном Минздраве склонны считать страдания богдановичских пенсионеров просто организационной недоработкой руководства клиники.
- Специалистов не хватало всегда, - заявил начальник отдела областного министерства Константин Шестаков. - А безобразие в Богдановиче - результат отсутствия организационной воли у руководства. Зав. поликлиникой не может навести порядок - организовать, например, запись по телефону, предварительную запись на неделю, на месяц вперед...
В Богдановиче более десяти тысяч пенсионеров, дожидаться своей очереди к дантисту им придется годами.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
Случилось: здоровье нации оказалось в центре внимания представителей высшего уровня власти - на нужды здравоохранения в федеральном бюджете выделены беспрецедентно большие средства. Безусловно, их не достаточно, чтобы решить все накопившиеся проблемы.
"Когда в июле мы получили проект бюджета на 2006 год, то в нем по многим показателям здравоохранение было в минусе, - сказала корреспонденту "Труда" председатель думского Комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева. - В конце августа мы получили новый проект - он существенно отличается от предыдущего: финансирование увеличилось на 77 процентов. За время моей работы такое происходит впервые".
Согласно решению президента и правительства, участковые врачи, педиатры и врачи общей практики получат надбавку по 10 тысяч рублей к зарплате, работающие с ними медсестры - по 5 тысяч. Кроме того, планируется обеспечить самым современным оборудованием примерно 10 -11 тысяч больниц и поликлиник. Как только стало известно об этих решениях, со всех сторон послышались крики возмущения: "Это что же, медсестра будет зарабатывать больше кандидата наук? А хирург с многолетним стажем получит меньше любого участкового?" Заместитель министра здравоохранения и социального развития Владимир Стародубов на недавней пресс-конференции спокойно согласился: "Именно так и будет". А затем пояснил, что это вынужденная мера, без которой нельзя кардинально изменить ситуацию.
Понятно, что "узкие" специалисты, привлеченные надбавками, неизбежно начнут переходить на должности участковых врачей. Хотя и выход есть. Остальным медикам повышение зарплаты тоже предусмотрено, но чуть позже, вторым этапом. Ускорить этот процесс способны органы власти в субъектах страны. Федеральный центр взял на себя решение самой "кричащей" проблемы, а регионы должны позаботиться об остальных медиках. Иначе неизбежны новые разочарования и обиды.