Преподаватель физики и астрономии, кандидат физико-математических наук Аслан Кашежев в начале этого года стал победителем Всероссийского педагогического конкурса «Классная тема!», организованного Министерством просвещения и телеканалом «Россия». Лауреата тогда наградили возможностью создания собственного авторского шоу из 10 выпусков на телеканале «Россия-Культура». Цикл передач завершается завтра, а сегодня у Аслана Зарифовича начинается очередной учебный год в его родном лицее № 2 городского округа Нальчик. О работе в школе и на телевидении педагог рассказал «Труду».
— Аслан, могли ли вы еще год назад представить себе, что будете вести авторскую программу на телевидении?
— Конечно, нет. Но не скажу, что ни о чем подобном никогда не думал. Еще в начале прошлого года я участвовал сразу в двух конкурсах: «Классная тема!» и «Учитель года», на котором, кстати, тоже стал лауреатом, и для меня это очень почетно. Не скрою, мне нравятся публичные выступления и возможность рассказывать людям про то, что самому интересно. А телевидение увеличивает аудиторию многократно, и это здорово!
— По какому принципу вы выбирали темы для своих выпусков?
— Сначала мы вместе с редакторами сформировали фокус-группу из достаточно широкой аудитории — школьников, взрослых... Работая с ней, решили не просто показывать уроки, а придумать для «Классной темы!» оригинальный формат. Поставили задание технической группе, чтобы в каждом выпуске в кадре проводился эксперимент. Сам я предпочитаю передачи, где определенные темы раскрываются с помощью высокотехнологичных визуальных средств. В России подобное пока что делалось в основном в цифровом вещании, а вот мы попробовали внедрить это на федеральном телеканале. И надеюсь, зрителям такое пришлось по вкусу. Каждую тему, будь то «Наномир», «Свет» или «Эффект бабочки»«, я старался иллюстрировать интересными, притом малоизвестными фактами.
В каждом выпуске программы педагог проводит физический эксперимент
— Вам хватило десятка передач?
— Человек — существо жадное: сколько ему ни давай, все будет мало... Конечно, мечтаю продолжить цикл, тем более теперь, когда уже имеется некоторый телевизионный опыт и появились новые задумки, подходящие для популяризации науки. К примеру, от всем понятного разговора о погоде можно перейти к теме исследования проблем климата. Или вот: мне очень хочется рассказать про важность символов и познания мира через формулы. Это позволяет ближе подойти к пониманию устройства Вселенной.
— Достаточное ли место, на ваш взгляд, занимает наука в федеральном эфире?
— Как сказать... Много ее там быть не может, потому что такой разговор все-таки требует сосредоточенности и размышлений, к которым, прямо скажем, нынешняя широкая аудитория не подготовлена. Хотя, если говорить о детях, они, по моим наблюдениям, желают и получать серьезные знания, и решать сложные задачи. Да на самом деле и взрослым это было бы интересно. Когда-то ТВ этим процессам познания помогало. Вспомним, например, выходившую с 70-х годов передачу «Очевидное — невероятное» с замечательным Сергеем Капицей, которого, к сожалению, уже нет с нами. Так что и про нее, и про существовавшую лет 20 назад программу «Гордон», где ведущий разговаривал с учеными, теперь приходится говорить в прошедшем времени.
Очень жаль, но в последнее время в воздухе витает убеждение, что можно быть успешным и без образования. Вы крайне редко встретите в телестудии и в СМИ современных ученых, рассказы об их достижениях и проблемах, зато публикации о футболистах и их несусветных заработках настигают из всех утюгов. Немудрено, что дети думают: зачем делать уроки, когда гораздо приятнее и доходнее гонять мяч?! Чтобы их переубедить, нужны совместные усилия родителей, учителей и государства.
У «Классной темы!» — и команда классная
— Приходилось ли вам видеть на уроках скучающие лица?
— Не стану лукавить: да, я не чародей-кудесник. Конечно, стараюсь выкладываться на уроке по полной, но бывает, не сразу удается раскрыть у ребенка интерес к предмету. Особенно если отсутствует посыл к учебе в семьях и среди друзей школьника. Изучение физики начинается с 7-го класса, это тот самый подростковый возраст, когда авторитет учителя отодвигается на второй план, а на первый выходит мнение ровесника. А когда в компании ученику говорят: «Зачем тратить время на домашку, ее ведь можно списать», — учителю очень сложно с этим справиться. Только когда в классе появляются хотя бы несколько по-настоящему заинтересованных, втянутых в процесс ребят, за ними потянутся и другие.
А тут еще эпоха прагматизма на дворе. Нередко приходится слышать от детей: «Зачем нам физика?». Хотя кто ведает, что пригодится им лет через пять — десять? Вот я, например, хоть и был отличником, но информатику знал слабовато, о чем потом очень жалел. И теперь, когда слышу детское «мне это не надо», прежде всего стараюсь понять, почему ребенок так считает и как мне с этим работать.
— Но если ученик по своему складу гуманитарий, то действительно, зачем ему физика?
— Для гармоничного развития личности. Не знаю ни одного физика, который бы интересовался только наукой. Физики — всегда немного лирики: кто стихи пишет, кто картины. Сам я десять лет занимался музыкой и даже думал связать с ней жизнь, а потом несколько лет давал уроки сальсы в свободное от университета и школы время.
Точные науки формируют мировоззрение, умение видеть причинно-следственные связи. Если с этим проблемы, значит, человек не в состоянии четко ставить вопросы и тем более отвечать на них. Следовательно, неспособен самостоятельно принимать решения. А выпускник физико-математической школы будет успешен в любом деле. Согласен, склад ума у всех разный. Но что касается слова «гуманитарий», то для некоторых школьников, да и взрослых тоже, оно сегодня стало синонимом понятия «бездельник». Многие идут в гуманитарные классы только потому, что хотят не напрягаться на физике, а посидеть вместо этого на «легких» уроках истории. Хотя настоящий гуманитарий — это тот, кто знает хотя бы два языка, может прочесть в оригинале Шекспира и при случае процитировать на память Лермонтова, Блока или Бродского. Школа дает минимум, без которого современному человеку никак не обойтись.
— Вы преподаете в лицее 13 лет. Пошел кто-то из ваших учеников в большую науку?
— К сожалению, пока таких нет, и это моя боль. Повторю: естественные науки не особо в чести, и даже сильные в физике школьники, поступая в университеты, выбирают другие направления.
— Ваш физический кабинет хорошо оборудован?
— Не могу сказать, что плохо, но с современными задачами имеющиеся приборы уже не справляются. У нас сейчас запланирован капитальный ремонт школы, после которого, надеюсь, можно будет говорить об обновлении лабораторного инвентаря.
У Аслана Зарифовича уже созрели идеи для будущих просветительских проектов
— Наверное, преподавателю сегодня трудно конкурировать с гаджетами, зачастую интересующими ребят куда больше, чем учеба?
— С телефонами и планшетами не соревноваться нужно, а подключать их к процессу обучения. Скажем, в смартфон можно загрузить мобильную обсерваторию и в режиме реального времени определять положение звезд. Это будет хорошим подспорьем в изучении астрономии, которую, считаю, очень зря лишили статуса самостоятельного школьного предмета и сделали разделом физики. Можно с помощью гаджетов проводить на уроках викторины, которые так увлекают детей, ведь здесь присутствует дух состязательности. Собственная обучающая страница в интернете тоже дает богатые возможности для общения с учеником... А возьмите искусственный интеллект. С его помощью можно сделать так, что со школьниками заговорит сам Вильгельм Рентген, и ребята будут в восторге. Да и вообще, что грешить на Всемирную сеть, которая нас всех так выручила во времена коронавируса. Мы научились работать в цифровой среде, а это открыло новые горизонты для индивидуального обучения, очень важного, например, для людей с ограниченными возможностями. У меня есть одна такая ученица, с которой мы взаимодействуем дистанционно, но на ее успеваемости это никак не сказывается.
— Чтобы удавалось все то, о чем вы говорите, преподавателям самим нужно осваивать много новых программ. Но где взять для этого время? Часто слышу, что учителя безумно загружены рутинной отчетностью и прочими формальностями...
— Лично я этого не ощущаю и убежден, что саморазвитие — нечто само собой разумеющееся для всякого уважающего себя учителя.
С детства родители и старшая сестра привили мальчику убеждение, что учеба обязательно принесет успех. Фото из личного альбома
— Что для вас означает 1 сентября?
— К Дню знаний отношусь как к большому празднику: без них, знаний, в будущем делать нечего. Я и школьником этот день очень любил. В нашей семье царил культ учебы, родители, работники университета, всегда говорили, что она принесет успех. Был передо мной и пример старшей сестры-отличницы, от которой я старался не отставать, и предметов нелюбимых у меня не было. А еще 1 сентября мы вновь встречались с друзьями после каникул. Школа — это не только знания, но и общение. И когда кто-то предлагает старшеклассников перевести на дистанционный формат или опять сделать раздельными классы мальчиков и девочек, мне эти идеи не кажутся удачными. В общем — и мы, учителя, с нетерпением ждем этой встречи 1 сентября. Захожу в класс — они смотрят на меня, я смотрю на них. И говорю: «Постараюсь вам объяснить, зачем человеку физика...».