ВСЕ НЕ СЛУЧАЙНО
Те, кто хоть как-нибудь посвящен в механизм работы отечественного ТВ, прекрасно понимают, что просто так столько телекамер в одном месте, где происходит рядовое в общем-то событие, не оказывается. Это все равно что случайно обнаружить рояль в кустах. События в Южном Бутове поначалу и были рядовыми. Вплоть до того момента, пока там не появился ОМОН. Граждане, разбирающиеся в действиях силовых структур, знают, что и ОМОН вместе с судебными приставами постоянно не ходит. И в случае с людьми с камерами, и в случае с людьми в камуфляже решения принимаются на уровне соответствующего руководства. Причем высокого. Появление в одном месте и тех и других, а затем и представителей Общественной палаты сразу же навело на мысль о хорошо спланированной акции. А характер комментариев, прозвучавших в репортажах, позволил искушенным телезрителям прийти к выводу, что кому-то, способному повлиять на телевизионное и милицейское начальство, очень не нравятся московские власти. А уж когда в программе "К барьеру!" Владимир Соловьев перечислил все грехи градоначальника, начиная с уничтожения исторического центра Москвы и заканчивая непонятной любовью к монументальному творчеству Зураба Церетели, и вовсе можно было сделать вывод о конкретном наезде на мэра. Тем более что тот был вдалеке от родного города и развести ситуацию твердой рукой не мог. Но мы сейчас не о политических или хозяйственных разборках. Мы о ТВ.
ОТ ТАКОГО СЛЫШУ!
В глазах общественности любую конфликтную ситуацию можно развернуть в свою сторону, грамотно преподнеся ее по "ящику". Пока в эфире шли кадры с мирными владельцами частных домов в одной отдельно взятой деревне, которых громили дюжие мужики в масках, симпатии миллионов телезрителей были на стороне обиженных, то есть бутовцев. Россияне традиционно не любят власть и всегда становятся на сторону обездоленных. Первая ответная реакция спикера Мосгордумы и иже с ним была с точки зрения пиара неправильной. Доказывать, что переселенцы не правы в силу каких-то юридических аспектов - бессмысленно, поскольку судьям у нас верить тоже не принято. Они ведь часть власти! Но потом, опомнившись, чиновники стали обвинять своих оппонентов в скаредности. Дескать, переезжать они не хотят лишь потому, что надеются урвать кусок пожирнее. (Так у нас бывает всегда. Помнится, даже искалеченного рядового Сычева пытались обвинить в том, что он лишился ног вследствие хронической болезни, а потом сделал попытку нажиться на своем несчастье.) А мэр и вовсе обвинил бунтовщиков в жлобстве. Хапуг и жлобов наш народ тоже не любит. Тем более что по городам России разбросаны десятки тысяч хибар, жители которых десятилетиями мечтают о переезде в какие-никакие квартиры в новых домах и сами готовы доплатить за это. И чаша общественного мнения качнулась в другую сторону. И, кто знает, сколько бы она еще болталась туда-сюда, если бы городские власти не приняли единственно правильное в данной ситуации решение - потянуть время. Во-первых, можно взять бутовцев измором. Во-вторых, провести индивидуальную работу с каждой семьей. Но главное - тема эта со временем телевизионщикам надоест, и тогда все пойдет как по маслу...
ЧТОБЫ НЕ ЗАБЫЛИ
Частью нашего самосознания стала уверенность в том, что с помощью телевидения можно решить любую проблему. Теперь принято обзванивать службы информационных программ при любом событии, носящем даже частный характер.
Вспоминается одна старая американская комедия. В центре сюжета там - карликовое островное государство, которое не на всякой географической карте отыщешь. Естественно, с ним никто не считается, появление его властителей на дипломатических приемах вызывает недоуменные вопросы у присутствующих: а это, мол, что за чудо-юдо? Оскорбленные столь пренебрежительным отношением, островитяне решают громко заявить о себе. Но как? У них нет ни нефти, ни золотых рудников, ни даже каких-нибудь исключительных сортов винограда. И тогда они объявляют... войну США. И отправляют к берегам противника свой единственный проржавевший корабль. Но вот беда: ни грозного заявления, ни выдвижения "армады" никто не заметил. Лишь после череды невероятных событий акт враждебности был разрекламирован нью-йоркскими газетчиками, и дело приобрело шумную огласку.
Я это к чему? А все к тому же. Едва ли не на 90% результат противостояния бутовских мятежников будет зависеть от того, насколько им удастся сохранить внимание к себе со стороны "телевизора" на протяжении еще нескольких месяцев. Пока ситуация складывается в их пользу.
В палаточный городок уже прибыло пополнение: это жители нескольких домов в центре Москвы, которым грозит выселение в многоэтажки за МКАД. Они приехали набираться опыта борьбы, словно свободомыслящие студенты к закаленным каторгами матерым революционерам. А по соседству уже воздвигнут фундамент для штаб-квартиры, который намерен открыть здесь депутат Госдумы и давний оппонент московского мэра Лебедев. Расчет точный: даже если сносы и начнутся, разнести втихаря аккуратненький финский домик депутата будет крайне сложно.
Вообще-то сейчас самое время подтягиваться туда же и прочим гражданам, обиженным столичными и судебными властями или считающим себя таковыми.
Например, нехилый палаточный городок могли бы разбить здесь обманутые пайщики долевого строительства. Все-таки лужайка в подмосковной деревне - это вам не Горбатый мостик напротив Дома правительства. Глядишь, обошлось бы и без ОМОНа. Нацболам местные жители, надо думать, разрешили бы выкопать землянку и устроить там глубоко законспирированный мозговой центр партии. Да и, прости господи, геи с лесбиянками могли бы подтянуться и уютно устроиться в летних верандах, украшенных голубыми и розовыми воздушными шариками.
И уж при наличии такой компании вниманием СМИ Южное Бутово обойдено не будет. Но на всякий случай на общественных началах можно создать там и свою местную телерадиокомпанию. А в качестве ее руководителя пригласить давнего мэрского "друга" Доренко.