Главная Культура 20:47 01 Апреля 2017 17250
Юлия Ауг: Тело - мой рабочий инструмент

По словам актрисы, родители воспитывали ее на идеалах античности: человеческое тело прекрасно в любом состоянии и любом возрасте

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

На НТВ выходит сериал «Наше счастливое завтра» (в рабочем варианте — «Цеховики»). Фильм рассказывает про первых, говоря сегодняшним словом, предпринимателей, которые в условиях СССР занимались частным производством. Эти пионеры бизнеса создавали подпольные артели, выпускали остродефицитные товары. В Советском Союзе такая деятельность была противозаконной, она сурово наказывалась — вплоть до высшей меры... Одну из ролей в сериале исполняет популярная актриса Юлия Ауг, на счету которой более 40 экранных ролей. Начинала она в авторском кино. Но после сериала «Екатерина», в котором сыграла императрицу Елизавету Петровну, Юлия стала желанной гостьей и на телеэкране.

— Юлия, кого вы играете в сериале?

— У меня небольшая роль в первых трех сериях. Играю маму главной героини, такую положительную генеральскую жену. У нее была в юности любовь с молодым человеком, которого она в итоге не выбрала. Не потому, что хотела обеспеченной жизни и решила выйти замуж за генерала, а потому, что в нужный момент возлюбленный ей не позвонил. И вот через годы, когда у каждого сложилась своя судьба, происходит их встреча. И становится понятно, что ничего не закончилось, ничего не умерло. И как справиться с этим чувством, героям совершенно непонятно. Дело осложняется тем, что одним из высокопоставленных «цеховиков» оказывается муж моей героини — тот самый генерал...

Не буду пересказывать дальше сюжет. Скажу только, что для меня работа в сериале была радостной. Я снималась у своего однокурсника Игоря Копылова. Полжизни назад мы учились вместе в Питере на актерском факультете. И оба с годами стали еще и режиссерами. Я больше работаю в театре, ставила спектакли в Москве, Питере, Красноярске, Тобольске: Игорь снимает сериалы, на его счету в том числе нашумевший «Ленинград 46». Игорь оказался невероятно внимательным, подробным, тщательным режиссером. Он точно прописал, замотивировал жизнь каждого персонажа, и я буквально купалась в своей роли.

— Вы свои роли режиссируете? Или предпочитаете быть «глиной» в руках постановщиков?

— В руках хороших режиссеров я «глина», но думающая. Предлагаю какие-то варианты решения сцены, но не пытаюсь ничего режиссировать. Если у постановщика есть концепция фильма, роли, зачем лезть в чужой монастырь? Актерская задача — понять, что хочет режиссер, и точно воплотить это. Но будем откровенны: встречаются и беспомощные постановщики. Тогда, конечно, я сама себе режиссер.

— Ваш режиссерский дебют — фильм «Варенье из сакуры» — состоялся 8 лет назад. Не думаете о постановке нового фильма?

— Пару раз подступалась к осуществлению этой идеи, но пока не сложилось. Сейчас готовлюсь к еще одной попытке. Пишу совместно с автором сценарий по сюжету, который давно сложился у меня в голове. Но не было уверенности, что смогу поднять драматичный и горький исторический материал. Речь о латышском национальном театре «Скатувэ», который работал в Москве в 1932-1937 годах, а затем все работники театра были арестованы, обвинены в фашистском заговоре и расстреляны на Бутовском полигоне. Сейчас у меня есть ощущение, что я созрела для этой постановки, но предстоят серьезные консультации с театроведами, которые хорошо знают ту эпоху, репертуар театра. А пока замысел этого проекта окончательно дозревает, продолжаю сниматься в кино.

— Известность в кругах киноманов вам принес фильм «Овсянки», с триумфом показанный на фестивале в Венеции. Говорят, вас расцеловал сам Квентин Тарантино, председатель жюри. А широкий зритель полюбил вас после роли Елизаветы Петровны в «Екатерине»... Кого вам сподручнее играть: царицу или простую русскую бабу?

— Без разницы. Было бы интересно. Сейчас, например, жду выхода сериала «Садовое кольцо», который поставил молодой режиссер Алексей Смирнов, сын автора «Белорусского вокзала» Андрея Смирнова. Я играла в «Садовом кольце» домработницу — и, представьте, это было очень интересно.

— А с какими чувствами примеряли на себя платье императрицы?

— Я старалась играть не императрицу, не венценосную особу, а женщину. Может, поэтому не очень боялась. А дрожь меня колотила, когда мы с Кириллом Серебренниковым репетировали спектакль «Мученик», из которого впоследствии вырос фильм «Ученик». Там я играла маму школьника, религиозного фанатика Вениамина. Эта затурканная мать-одиночка, которая находится в состоянии постоянного монолога, которая не слышит никого вокруг себя, в том числе и собственного сына, была психологически, ментально настолько далека от меня, что я вообще не понимала, как и что играть. Только начнем репетировать, а Кирилл уже недоволен: «Опять из тебя питерская интеллигентка прет. Пойми, она глупее тебя, она дура!» И все сначала: ищу походку, интонацию, выражение глаз...

— Видимо, дело еще и в том, что вы — счастливая мать успешной дочери-актрисы, а не трудного подростка.

— Безусловно. Полина — близкий мне по духу человек, родная душа. Наверное, потому сыграть душевный разлад моей героини с сыном мне было так сложно.

— Полина стала актрисой под вашим влиянием?

— Не без того, конечно. Как всякому актерскому ребенку, ей с младенчества знаком запах кулис. Полина впервые вышла на съемочную площадку в 8 лет. С тех пор мы часто работаем вместе. Я ни разу не сажала ее напротив и не делилась секретами мастерства, но в процессе общей работы Полина постепенно выросла в актрису, в самостоятельную творческую единицу. У нее яркая, необычная внешность. Ее часто пробуют на всевозможные роли, а утверждают редко. Дело в стереотипном продюсерском взгляде на то, какие лица нужны современному экрану.

Я это и на себе почувствовала. Уже снялась в «Овсянках», «Интимных местах», но на телеэкран мне путь был заказан. Помню вердикт начальства: «Ауг — хорошая актриса, но пусть снимается в артхаусе, такие лица на телеэкране не нужны». И только роль Елизаветы Петровны помогла переломить ситуацию.

Кадр из фильма «Овсянки»

Полина в известном смысле повторяет мой путь. Она снимается, пусть пока в небольших ролях, у очень хороших режиссеров — у Алексея Федорченко, у Александра и Андрея Прошкиных. Сейчас поработала с Андреем Звягинцевым в его новом фильме «Нелюбовь». Так что грех судьбу гневить, это совсем неплохой старт...

— Полина легко соглашается сниматься обнаженной. В этом смысле вы тоже весьма смелая актриса. Откровенные сцены с вашим участием в фильмах «Интимные места», «Метаморфозис» многих шокировали...

— Я легко соглашаюсь сниматься обнаженной, легко употребляю ненормативную лексику, если это необходимо для фильма, для раскрытия характера персонажа. Надо отдавать себе отчет, что актер — инструмент в руках режиссера. И, как хорошо настроенный инструмент, я должна работать не только лицом, нервами, душой, но и телом. Если надо, то телом обнаженным. В этом нет ни подвига, ни стыдного. Это всего лишь профессионализм, вот и все.

— Простите за возможную бестактность, но одно дело, когда обнаженная актриса обладает голливудскими стандартами, и другое, когда ее тело тяготеет, скажем так, к кустодиевским формам.

— А какая разница? Меня родители воспитывали на идеалах античности. Античная культура стоит на том, что человеческое тело прекрасно в любом состоянии и любом возрасте. В отличие от христианской общеевропейской культуры, которая накладывает на тело табу. Дескать, тело — сосуд греха. Думаю, древние греки были мудрее нас нынешних.

— Но родились вы не в солнечной Греции, а в нашей Северной столице. Детство и юность провели в Эстонии, на родине вашего отца Артура Ауга. Знаю, что вы любите эстонскую природу, суровое Балтийское море, время от времени там отдыхаете. Нет желания осесть в Эстонии, тем более что сегодня это полноправная часть Евросоюза?

— Эстонию я действительно люблю. И дорожу каждой возможностью побывать здесь, отдохнуть или поработать. Сейчас как раз снимаюсь в Таллине. Играю этническую эстонку, которая выросла в России, плохо знает родной язык, но очень хочет вернуться в Эстонию. История практически про меня. Но только, в отличие от своей героини, я отчетливо понимаю, что экономический кризис затронул не только Россию, но и европейскую Эстонию. Здесь мало денег, для меня здесь мало работы. Наш фильм из-за финансовых проблем снимается уже полтора года... Нет, ничего кардинально менять в своей жизни я не собираюсь. Творческие возможности, которыми я располагаю в России, мне вполне подходят.

— И последний вопрос, очень личного свойства. Знаю, что полтора года назад умер ваш муж Андрей. Скажите, боль постепенно уходит?

— Боль понемногу утихает. Но все равно я вспоминаю Андрея каждый день. Иногда десятки раз на дню. Как вам объяснить... Ну вот, например, думаешь о том, что нужно подобрать музыку к спектаклю. И в подкорке возникает: если бы Андрюша был жив, мне было бы достаточно сделать один звонок мужу и сказать: «Андрей, мне надо для спектакля три разных звука моря». И через два часа у меня был бы готовый саундтрек. Мы ведь были не просто мужем и женой, не просто любовниками — мы были товарищами, соратниками. И я думаю, что эта потеря для меня невосполнима.

— Но вы молодая, красивая, эффектная женщина. Надо жить дальше. Ваше сердце открыто для нового чувства?

— Не знаю, что будет через полгода, через год, через пять лет. Но сейчас оно закрыто.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6225
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5988
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4470
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...