Главная Культура 01:03 31 Марта 2017 2978
Вытянемся в нитку – не подведем Магнитку

Третий фестиваль детского танца «Светлана» подтвердил, что балет в России – больше, чем балет

Екатерина Беляева

Уже в третий раз в московских Лужниках прошел Благотворительный фестиваль детского танца «Светлана», создателем и директором которого выступает прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Когда смотришь, как танцуют дети не только из благополучных столиц, но и из не самых сытых регионов, понимаешь: в нашей стране балет по-прежнему больше, чем балет. Он — что-то вроде национальной идеи.

На фестиваль-2017 приехало более 600 детей из Волгограда, Магнитогорска, Оренбурга, Ульяновска, Королева, Пензы, Казани, Ижевска, Керчи, Курска и Калуги. Разумеется, были москвичи — учащиеся Государственной академии хореографии, Государственного хореографического училища имени Л. Лавровского, Городского творческого коллектива «Армида», Хореографического училища при театре «Гжель» и Школы-студии при Ансамбле имени Игоря Моисеева. Санкт-Петербург представили воспитанники Академии танца Бориса Эйфмана. Танцевали едва ли не все, что только можно: классику, модерн, contemporary dance, народный репертуар.

Первый «революционный взрыв» в классическом блоке произвели эйфмановцы, вернее эйфмановки, так как участие в смотре принимали только девушки. Длинноногие красавицы-дриады на пуантах материализовались из клубов белого тумана в тюниках (длинных юбках из накрахмаленного тюля). Долго и томно ворожили на фоне утонченных снежных веток, умело подобранных для их номера графическим дизайнером, и вдруг, со сменой музыкальной темы, бросились в стихию modern dance. Искушенные столичные зрители видели такие трюки не раз в балетах Эйфмана, но для детей из далеких городов это было незабываемое зрелище — из кулис, где толпились сотни участников, раздался возглас восхищения. Но вот на сцене — учащиеся Образцовой хореографической студии «Дети Магнитки» с номером «Слушая Баха»: тоже модерн, и какая отличная координация! Оказывается, хоть в Магнитогорске нет своего хореографического училища, во Дворце молодежи работают несколько студий, занимающихся современным танцем, и еще попробуй в эти студии попасть. Рассказывает 17-летняя Елизавета Серова:

— Я пришла в шесть лет, это считается поздно, в нашей студии дети с трех лет занимаются. В городе вообще много хореографических студий, но наша мне кажется самой лучшей. Учат и классике, но ключевое направление — contemporary dance. Занимаемся не меньше трех часов шесть раз в неделю, а когда предстоят выступления, то и больше. Ребята самые разные, есть и, что называется, из неблагополучных семей. Если они к нам попадают, то получают хороший шанс выправить свою жизнь. У нас интересно, педагоги отзывчивые, но дисциплина строгая. Танцы ставит хореограф с Украины Антон Овчинников. Это он сочинил номер «Слушая Баха».

Блок народников на фестивале возглавили учащиеся Школы-студии при Ансамбле имени Моисеева — их белорусскому танцу «Крыжачок», как и прошлогоднему «Сиртаки», аплодировали стоя. Моисеевцам (так уж завел их легендарный основатель) не разрешена импровизация, их успех в точном исполнении крестообразных («крыж» крест) переходов у солирующих пар. После концерта удалось расспросить одного из самых юных артистов Даниила Петерса об особенностях учебы в столь консервативном заведении.

— Я учился в Хореографическом центре «Феерия» в Новосибирске, пока мой педагог не предложил поехать на просмотр в Москву. И меня здесь приняли, мы с бабушкой переехали в Москву. Дисциплина в Школе очень жесткая, но мне нравится. За год выучили «Крыжачок», недавно начали учить с девочками Польку. Конечно, классика тоже очень увлекательна, но и народные танцы мне нравятся. Пока не знаю, что выберу в будущем.

И снова на сцене — ребята из так называемой провинции: театр танца из Курска со смешным названием «VIP-поколение» и номером «От мала до велика», соединившим мальчиков самых разных возрастов и уровней подготовки. Но ради малышей хореографию ничуть не упростили. Это конгломерат славянских единоборств и расхожие трюки из русских народных танцев, но не в архаическом и не в академическом изводе, а с выходом на современный street dance. Присядка в одно мгновение переходит в брейк и обратно.

Интересные народники обнаружились также в Казани, Королёве... Керченский коллектив выступал аж трижды и продемонстрировал вполне профессиональный класс, но только слишком уж показательно-патриотичными показались их эмоции во время танцев.

А когда началась последняя часть вечера с номерами для самых маленьких исполнителей, наружу выскочили проблемы танцевальных студий, которые ведут своих питомцев проторенной дорожкой советских детских утренников: хор орет в микрофоны глупо-жизнерадостную песню, трехлетки дружно хлопают в ладоши, и никакой талантливой индивидуальности за этим не разглядеть. Видимо, уровень школ Эйфмана и Моисеева в студиях для малышни в регионах, да и в рядовых московских школах пока недостижим.

После концерта детям из коллективов, которые принимали участие в фестивале во второй и третий раз, подарили путевки в Артек, всем руководителям школ вручили дипломы участников фестиваля «Светлана». В свое время такие грамоты, полученные в столице, значительно облегчали жизнь региональных учреждений. Хорошо, если эта традиция сохранилась.

«Труд» расспросил Светлану Захарову — зачем ей, супер-успешной балерине, востребованной на самых прославленных сценах мира, детский фестиваль.

— Идея пришла от моей мамы Галины Захаровой, — ответила Светлана. — Мама поддерживала меня с самых ранних лет, и сейчас она всегда рядом, готова помочь и делом, и советом. В свое время мама руководила детской хореографической студией. Пять лет назад мы с ней обсуждали планы, и вдруг мама говорит: «Надо сделать что-то для детей — фестиваль или конкурс». Я сразу вспомнила, как сама ребенком жила в училищном общежитии вдали от дома (Светлана родилась в Луцке, училась в Киевском хореографическом училище и петербургской Академии имени Вагановой. — «Труд»). Каждое выступление вне стен школы было грандиозным запоминающимся событием, стимулирующим страсть к работе.

Два года понадобились, чтобы идея воплотилась в жизнь. Первый фестиваль состоялся в 2015 году. Не скрою, я воспользовалась своим именем, чтобы получить президентский грант. Но даже когда вопрос финансирования решился, определенные трудности остались. Я собрала фестивальную команду из очень профессиональных и умных людей. Но ведь о нас тогда еще никто не знал. Мы звонили в сотни хореографических студий России, просили прислать видеоматериалы. А когда собрали первый фестиваль, ситуация изменилась. Большое спасибо телеканалу «Культура»: 1 мая наш концерт ежегодно показывают в записи. Благодаря такой красивой рекламе уже на второй фестиваль заявки приходили от самих коллективов. В этом году их было более ста, сильных коллективов оказалось больше, чем может вместить один концерт, кого-то мы перенесли на следующий год. Хотя тогда вряд ли с выбором станет легче, мы ведь хотим привлечь к фестивалю и зарубежные коллективы.

Для участников и зрителей все на нашем фестивале бесплатно — приезд, проживание, семинары и мастер-классы. Для каждого номера подбирается видеографика, а чтобы концерт походил на спектакль, снимаются дополнительные клипы с анимацией, которые соединяют блоки номеров между собой. 4500 билетов распространяем в школах, детских студиях, собесах. Позаботились и о специальных автобусах для зрителей, поскольку от метро это довольно далеко.

Разумеется, я не оставляю и свою собственную творческую карьеру. Ближайшие два года у меня расписаны. В 2019 надеюсь сделать новый проект вместе с моим мужем скрипачом Вадимом Репиным, хотя соединить наши рабочие графики становится все труднее. У нас уже есть совместная программа «Па де де на пальцах и для пальцев», но даже чтобы просто повторить ее еще раз, надо долго искать общее временное окно.

И, конечно, наша дочка Анечка не остается в стороне от родительских дел. Вы ведь заметили — в этом году она выступила одной из ведущих фестиваля «Светлана».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9634
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7241
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?