Уже в третий раз в московских Лужниках прошел Благотворительный фестиваль детского танца «Светлана», создателем и директором которого выступает прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Когда смотришь, как танцуют дети не только из благополучных столиц, но и из не самых сытых регионов, понимаешь: в нашей стране балет по-прежнему больше, чем балет. Он — что-то вроде национальной идеи.
На фестиваль-2017 приехало более 600 детей из Волгограда, Магнитогорска, Оренбурга, Ульяновска, Королева, Пензы, Казани, Ижевска, Керчи, Курска и Калуги. Разумеется, были москвичи — учащиеся Государственной академии хореографии, Государственного хореографического училища имени Л. Лавровского, Городского творческого коллектива «Армида», Хореографического училища при театре «Гжель» и Школы-студии при Ансамбле имени Игоря Моисеева. Санкт-Петербург представили воспитанники Академии танца Бориса Эйфмана. Танцевали едва ли не все, что только можно: классику, модерн, contemporary dance, народный репертуар.
Первый «революционный взрыв» в классическом блоке произвели эйфмановцы, вернее эйфмановки, так как участие в смотре принимали только девушки. Длинноногие красавицы-дриады на пуантах материализовались из клубов белого тумана в тюниках (длинных юбках из накрахмаленного тюля). Долго и томно ворожили на фоне утонченных снежных веток, умело подобранных для их номера графическим дизайнером, и вдруг, со сменой музыкальной темы, бросились в стихию modern dance. Искушенные столичные зрители видели такие трюки не раз в балетах Эйфмана, но для детей из далеких городов это было незабываемое зрелище — из кулис, где толпились сотни участников, раздался возглас восхищения. Но вот на сцене — учащиеся Образцовой хореографической студии «Дети Магнитки» с номером «Слушая Баха»: тоже модерн, и какая отличная координация! Оказывается, хоть в Магнитогорске нет своего хореографического училища, во Дворце молодежи работают несколько студий, занимающихся современным танцем, и еще попробуй в эти студии попасть. Рассказывает 17-летняя Елизавета Серова:
— Я пришла в шесть лет, это считается поздно, в нашей студии дети с трех лет занимаются. В городе вообще много хореографических студий, но наша мне кажется самой лучшей. Учат и классике, но ключевое направление — contemporary dance. Занимаемся не меньше трех часов шесть раз в неделю, а когда предстоят выступления, то и больше. Ребята самые разные, есть и, что называется, из неблагополучных семей. Если они к нам попадают, то получают хороший шанс выправить свою жизнь. У нас интересно, педагоги отзывчивые, но дисциплина строгая. Танцы ставит хореограф с Украины Антон Овчинников. Это он сочинил номер «Слушая Баха».
Блок народников на фестивале возглавили учащиеся Школы-студии при Ансамбле имени Моисеева — их белорусскому танцу «Крыжачок», как и прошлогоднему «Сиртаки», аплодировали стоя. Моисеевцам (так уж завел их легендарный основатель) не разрешена импровизация, их успех в точном исполнении крестообразных («крыж» крест) переходов у солирующих пар. После концерта удалось расспросить одного из самых юных артистов Даниила Петерса об особенностях учебы в столь консервативном заведении.
— Я учился в Хореографическом центре «Феерия» в Новосибирске, пока мой педагог не предложил поехать на просмотр в Москву. И меня здесь приняли, мы с бабушкой переехали в Москву. Дисциплина в Школе очень жесткая, но мне нравится. За год выучили «Крыжачок», недавно начали учить с девочками Польку. Конечно, классика тоже очень увлекательна, но и народные танцы мне нравятся. Пока не знаю, что выберу в будущем.
И снова на сцене — ребята из так называемой провинции: театр танца из Курска со смешным названием «VIP-поколение» и номером «От мала до велика», соединившим мальчиков самых разных возрастов и уровней подготовки. Но ради малышей хореографию ничуть не упростили. Это конгломерат славянских единоборств и расхожие трюки из русских народных танцев, но не в архаическом и не в академическом изводе, а с выходом на современный street dance. Присядка в одно мгновение переходит в брейк и обратно.
Интересные народники обнаружились также в Казани, Королёве... Керченский коллектив выступал аж трижды и продемонстрировал вполне профессиональный класс, но только слишком уж показательно-патриотичными показались их эмоции во время танцев.
А когда началась последняя часть вечера с номерами для самых маленьких исполнителей, наружу выскочили проблемы танцевальных студий, которые ведут своих питомцев проторенной дорожкой советских детских утренников: хор орет в микрофоны глупо-жизнерадостную песню, трехлетки дружно хлопают в ладоши, и никакой талантливой индивидуальности за этим не разглядеть. Видимо, уровень школ Эйфмана и Моисеева в студиях для малышни в регионах, да и в рядовых московских школах пока недостижим.
После концерта детям из коллективов, которые принимали участие в фестивале во второй и третий раз, подарили путевки в Артек, всем руководителям школ вручили дипломы участников фестиваля «Светлана». В свое время такие грамоты, полученные в столице, значительно облегчали жизнь региональных учреждений. Хорошо, если эта традиция сохранилась.
«Труд» расспросил Светлану Захарову — зачем ей, супер-успешной балерине, востребованной на самых прославленных сценах мира, детский фестиваль.
— Идея пришла от моей мамы Галины Захаровой, — ответила Светлана. — Мама поддерживала меня с самых ранних лет, и сейчас она всегда рядом, готова помочь и делом, и советом. В свое время мама руководила детской хореографической студией. Пять лет назад мы с ней обсуждали планы, и вдруг мама говорит: «Надо сделать что-то для детей — фестиваль или конкурс». Я сразу вспомнила, как сама ребенком жила в училищном общежитии вдали от дома (Светлана родилась в Луцке, училась в Киевском хореографическом училище и петербургской Академии имени Вагановой. — «Труд»). Каждое выступление вне стен школы было грандиозным запоминающимся событием, стимулирующим страсть к работе.
Два года понадобились, чтобы идея воплотилась в жизнь. Первый фестиваль состоялся в 2015 году. Не скрою, я воспользовалась своим именем, чтобы получить президентский грант. Но даже когда вопрос финансирования решился, определенные трудности остались. Я собрала фестивальную команду из очень профессиональных и умных людей. Но ведь о нас тогда еще никто не знал. Мы звонили в сотни хореографических студий России, просили прислать видеоматериалы. А когда собрали первый фестиваль, ситуация изменилась. Большое спасибо телеканалу «Культура»: 1 мая наш концерт ежегодно показывают в записи. Благодаря такой красивой рекламе уже на второй фестиваль заявки приходили от самих коллективов. В этом году их было более ста, сильных коллективов оказалось больше, чем может вместить один концерт, кого-то мы перенесли на следующий год. Хотя тогда вряд ли с выбором станет легче, мы ведь хотим привлечь к фестивалю и зарубежные коллективы.
Для участников и зрителей все на нашем фестивале бесплатно — приезд, проживание, семинары и мастер-классы. Для каждого номера подбирается видеографика, а чтобы концерт походил на спектакль, снимаются дополнительные клипы с анимацией, которые соединяют блоки номеров между собой. 4500 билетов распространяем в школах, детских студиях, собесах. Позаботились и о специальных автобусах для зрителей, поскольку от метро это довольно далеко.
Разумеется, я не оставляю и свою собственную творческую карьеру. Ближайшие два года у меня расписаны. В 2019 надеюсь сделать новый проект вместе с моим мужем скрипачом Вадимом Репиным, хотя соединить наши рабочие графики становится все труднее. У нас уже есть совместная программа «Па де де на пальцах и для пальцев», но даже чтобы просто повторить ее еще раз, надо долго искать общее временное окно.
И, конечно, наша дочка Анечка не остается в стороне от родительских дел. Вы ведь заметили — в этом году она выступила одной из ведущих фестиваля «Светлана».