Главная Культура 01:03 31 Марта 2017 3049
Вытянемся в нитку – не подведем Магнитку

Третий фестиваль детского танца «Светлана» подтвердил, что балет в России – больше, чем балет

Екатерина Беляева

Уже в третий раз в московских Лужниках прошел Благотворительный фестиваль детского танца «Светлана», создателем и директором которого выступает прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Когда смотришь, как танцуют дети не только из благополучных столиц, но и из не самых сытых регионов, понимаешь: в нашей стране балет по-прежнему больше, чем балет. Он — что-то вроде национальной идеи.

На фестиваль-2017 приехало более 600 детей из Волгограда, Магнитогорска, Оренбурга, Ульяновска, Королева, Пензы, Казани, Ижевска, Керчи, Курска и Калуги. Разумеется, были москвичи — учащиеся Государственной академии хореографии, Государственного хореографического училища имени Л. Лавровского, Городского творческого коллектива «Армида», Хореографического училища при театре «Гжель» и Школы-студии при Ансамбле имени Игоря Моисеева. Санкт-Петербург представили воспитанники Академии танца Бориса Эйфмана. Танцевали едва ли не все, что только можно: классику, модерн, contemporary dance, народный репертуар.

Первый «революционный взрыв» в классическом блоке произвели эйфмановцы, вернее эйфмановки, так как участие в смотре принимали только девушки. Длинноногие красавицы-дриады на пуантах материализовались из клубов белого тумана в тюниках (длинных юбках из накрахмаленного тюля). Долго и томно ворожили на фоне утонченных снежных веток, умело подобранных для их номера графическим дизайнером, и вдруг, со сменой музыкальной темы, бросились в стихию modern dance. Искушенные столичные зрители видели такие трюки не раз в балетах Эйфмана, но для детей из далеких городов это было незабываемое зрелище — из кулис, где толпились сотни участников, раздался возглас восхищения. Но вот на сцене — учащиеся Образцовой хореографической студии «Дети Магнитки» с номером «Слушая Баха»: тоже модерн, и какая отличная координация! Оказывается, хоть в Магнитогорске нет своего хореографического училища, во Дворце молодежи работают несколько студий, занимающихся современным танцем, и еще попробуй в эти студии попасть. Рассказывает 17-летняя Елизавета Серова:

— Я пришла в шесть лет, это считается поздно, в нашей студии дети с трех лет занимаются. В городе вообще много хореографических студий, но наша мне кажется самой лучшей. Учат и классике, но ключевое направление — contemporary dance. Занимаемся не меньше трех часов шесть раз в неделю, а когда предстоят выступления, то и больше. Ребята самые разные, есть и, что называется, из неблагополучных семей. Если они к нам попадают, то получают хороший шанс выправить свою жизнь. У нас интересно, педагоги отзывчивые, но дисциплина строгая. Танцы ставит хореограф с Украины Антон Овчинников. Это он сочинил номер «Слушая Баха».

Блок народников на фестивале возглавили учащиеся Школы-студии при Ансамбле имени Моисеева — их белорусскому танцу «Крыжачок», как и прошлогоднему «Сиртаки», аплодировали стоя. Моисеевцам (так уж завел их легендарный основатель) не разрешена импровизация, их успех в точном исполнении крестообразных («крыж» крест) переходов у солирующих пар. После концерта удалось расспросить одного из самых юных артистов Даниила Петерса об особенностях учебы в столь консервативном заведении.

— Я учился в Хореографическом центре «Феерия» в Новосибирске, пока мой педагог не предложил поехать на просмотр в Москву. И меня здесь приняли, мы с бабушкой переехали в Москву. Дисциплина в Школе очень жесткая, но мне нравится. За год выучили «Крыжачок», недавно начали учить с девочками Польку. Конечно, классика тоже очень увлекательна, но и народные танцы мне нравятся. Пока не знаю, что выберу в будущем.

И снова на сцене — ребята из так называемой провинции: театр танца из Курска со смешным названием «VIP-поколение» и номером «От мала до велика», соединившим мальчиков самых разных возрастов и уровней подготовки. Но ради малышей хореографию ничуть не упростили. Это конгломерат славянских единоборств и расхожие трюки из русских народных танцев, но не в архаическом и не в академическом изводе, а с выходом на современный street dance. Присядка в одно мгновение переходит в брейк и обратно.

Интересные народники обнаружились также в Казани, Королёве... Керченский коллектив выступал аж трижды и продемонстрировал вполне профессиональный класс, но только слишком уж показательно-патриотичными показались их эмоции во время танцев.

А когда началась последняя часть вечера с номерами для самых маленьких исполнителей, наружу выскочили проблемы танцевальных студий, которые ведут своих питомцев проторенной дорожкой советских детских утренников: хор орет в микрофоны глупо-жизнерадостную песню, трехлетки дружно хлопают в ладоши, и никакой талантливой индивидуальности за этим не разглядеть. Видимо, уровень школ Эйфмана и Моисеева в студиях для малышни в регионах, да и в рядовых московских школах пока недостижим.

После концерта детям из коллективов, которые принимали участие в фестивале во второй и третий раз, подарили путевки в Артек, всем руководителям школ вручили дипломы участников фестиваля «Светлана». В свое время такие грамоты, полученные в столице, значительно облегчали жизнь региональных учреждений. Хорошо, если эта традиция сохранилась.

«Труд» расспросил Светлану Захарову — зачем ей, супер-успешной балерине, востребованной на самых прославленных сценах мира, детский фестиваль.

— Идея пришла от моей мамы Галины Захаровой, — ответила Светлана. — Мама поддерживала меня с самых ранних лет, и сейчас она всегда рядом, готова помочь и делом, и советом. В свое время мама руководила детской хореографической студией. Пять лет назад мы с ней обсуждали планы, и вдруг мама говорит: «Надо сделать что-то для детей — фестиваль или конкурс». Я сразу вспомнила, как сама ребенком жила в училищном общежитии вдали от дома (Светлана родилась в Луцке, училась в Киевском хореографическом училище и петербургской Академии имени Вагановой. — «Труд»). Каждое выступление вне стен школы было грандиозным запоминающимся событием, стимулирующим страсть к работе.

Два года понадобились, чтобы идея воплотилась в жизнь. Первый фестиваль состоялся в 2015 году. Не скрою, я воспользовалась своим именем, чтобы получить президентский грант. Но даже когда вопрос финансирования решился, определенные трудности остались. Я собрала фестивальную команду из очень профессиональных и умных людей. Но ведь о нас тогда еще никто не знал. Мы звонили в сотни хореографических студий России, просили прислать видеоматериалы. А когда собрали первый фестиваль, ситуация изменилась. Большое спасибо телеканалу «Культура»: 1 мая наш концерт ежегодно показывают в записи. Благодаря такой красивой рекламе уже на второй фестиваль заявки приходили от самих коллективов. В этом году их было более ста, сильных коллективов оказалось больше, чем может вместить один концерт, кого-то мы перенесли на следующий год. Хотя тогда вряд ли с выбором станет легче, мы ведь хотим привлечь к фестивалю и зарубежные коллективы.

Для участников и зрителей все на нашем фестивале бесплатно — приезд, проживание, семинары и мастер-классы. Для каждого номера подбирается видеографика, а чтобы концерт походил на спектакль, снимаются дополнительные клипы с анимацией, которые соединяют блоки номеров между собой. 4500 билетов распространяем в школах, детских студиях, собесах. Позаботились и о специальных автобусах для зрителей, поскольку от метро это довольно далеко.

Разумеется, я не оставляю и свою собственную творческую карьеру. Ближайшие два года у меня расписаны. В 2019 надеюсь сделать новый проект вместе с моим мужем скрипачом Вадимом Репиным, хотя соединить наши рабочие графики становится все труднее. У нас уже есть совместная программа «Па де де на пальцах и для пальцев», но даже чтобы просто повторить ее еще раз, надо долго искать общее временное окно.

И, конечно, наша дочка Анечка не остается в стороне от родительских дел. Вы ведь заметили — в этом году она выступила одной из ведущих фестиваля «Светлана».

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6062
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4589
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....