Вчера стало известно, что из-за кризиса падение производства японских автогигантов достигло 56% по сравнению с февралем прошлого года.
Японские автопроизводители готовятся подвести итоги финансового года (он заканчивается 31 марта). Итоги неутешительные: никогда еще в истории автопром Японии не уходил в такой минус. Экспортные поставки Honda упали на 46%, Toyota - на 57%. В целях собственного спасения компании закрывают заводы и одновременно переводят производства в более дешевые страны - в том числе в Россию.
Обвал произошел в одночасье - с новости, что Toyota ушла в сплошной "красный цвет". Сначала недоумение: как это может быть после сообщений, что Toyota впервые за 70 с лишним лет обогнала General Motors? Теперь сногсшибательные новости с автофронта следуют одна за другой. Продажи "большой тройки" (Toyota, Nissan, Honda) стремительно падают. Только в отличие от заокеанской тройки (GM, Chrysler и Ford) на многомиллиардную поддержку властей японцы не надеются.
Превратности судьбы
"Экономические бури подобных масштабов происходят раз в сто лет, - не устает повторять премьер Таро Асо. - Но Япония не раз доказывала, что можно выйти из безвыходного положения".
Откуда только такой оптимизм берется? Пустые парковки для машин в городе Тоёта, где расположены 12 предприятий всемирно известной компании, производят удручающее впечатление. С февраля все заводы работают через день. Складские помещения переполнены. Равно как и "парковки" в портах, сплошным ковром покрытые авто, ожидающими отгрузки за океан. Продажи в США упали на 35%.
Плюс на минус
К окончанию финансового года убытки Toyota составят 4,95 млрд. долларов! Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, руководство вынуждено полностью менять кадровую политику: прием новобранцев прекращен, а тысячи сотрудников пытаются свыкнуться с мыслью о досрочном уходе.
Оклады руководителей не тронули, но всех обязали пересесть на новые машины собственного производства. А вот рабочим велено расслабиться. Объявлено, что в этом году с конвейеров в городе Тоёта сойдет ровно в два раза меньше машин для внутреннего рынка, чем в прошлом. Зачем больше? Все равно не купят.
В России все спокойно
Несколько из 14 заводов в Америке будут закрыты, на остальных сокращено производство. Разумеется, об открытии новых предприятий за рубежом вообще придется забыть. Хотя, как заверили "Труд" в компании, России, несмотря на приостановку завода под Питером, эта ситуация коснется меньше остальных. "Наша задача - не расширяться, а окончательно поставить на рельсы работу завода под Петербургом, - говорит "Труду" сотрудник токийского офиса Toyota Ририко Такэути. - Результаты уже есть: за прошлый год продажи в России выросли на 31% по сравнению с 2007-м. А производство в России Camry достигло 26 тысяч авто в месяц. И мы ожидаем дальнейшего роста". Рост , несмотря на кризис, действительно есть. В январе Toyota выпустала под Питером около 1100 машин, а в феврале утроила объемы.
Что касается Camry, то отныне Toyota не будет импортировать в Россию эту модель. Вся нагрузка ляжет как раз на завод под Питером. Последняя партия седанов японской сборки ввезена в феврале. Кроме того, не исключено, что в ближайшее время завод расширит модельный ряд.
Где можно спастись
Не лучше дела и у основного конкурента Toyota. Ситуация с продажами Honda близка к катастрофической: в США падение составило 35%. С вытекающим отсюда кризисом перепроизводства, минусовым балансом, а для рабочих (кого не уволили) - 20-процентным снижением зарплаты. Хотя на финишную черту финансового года Honda единственная из всех автокомпаний вышла с плюсом - 80 млрд. долларов. Это меньше запланированных 185 млрд., но все равно плюс.
Еще один член "большой тройки" Nissan упал в Штатах на 31%. Президент концерна Карлос Гон, бывший глава Renault, вызванный несколько лет назад для спасения Nissan от краха, сумел удержать второго производителя Японии на плаву, действуя, как военный хирург, с помощью безжалостной ампутации дефицитных звеньев. Но просчитать сложившуюся ситуацию до конца не удалось. Дефицит за 2008-й составил 2,5 млрд. долларов. Как следствие - рекордные сокращения (в 2009-м уволят 20 тысяч рабочих - больше, чем в какой-либо другой японской корпорации).
Путь к спасению - перевод производства в более дешевые страны. В ближайшее время единственным местом, где будут выпускать Nissan Tiida, станет Мексика. Если раньше здесь производили модели в основном для американского рынка, то теперь - для всего мира. Выпуск Tiida в самой Японии свернут. К тому же компания заявила о расширении производства в Китае: планируется выйти на объем производства в 1 млн. автомобилей в год. Модели Nissan X-Trail и Teana собираются производить под Питером: уже проводится тестовая сборка авто на заводе Nissan. Официально открыть завод планируют в июне 2009-го.
Suzuki (падение - 23%) спасается в Индии. Главный козырь - дешевизна: седан компании местной сборки здесь можно купить за 6200 долларов. "Номер пять" Mazda потеряла больше всех (41%) и приняла решение о сокращении производства в два раза.
Будет еще хуже
Прогнозы аналитиков неутешительные. Президент крупнейшего исследовательского центра автоиндустрии в Токио Atlantis Investment Эдвин Мернер подвел черту: "Никакого возрождения в обозримом будущем ждать не следует".
В чем же причина катастрофы? О чем думали лучшие умы, доморощенные стратеги на той же Toyota, добиваясь вожделенной цели - 10 млн. машин в год? Объяснить, конечно, можно: болезнь такая есть - страсть к магическим круглым цифрам. Голово-кружение от успехов. Отсюда и бешеное наращивание производства, строительство новых заводов. Бывшее руководство во главе с президентом Кацуаки Ватанабэ признало свою ответственность и покаялось, передав бразды правления правнуку основателя автоимперии 52-летнему Акио Тоёда.
План спасения
Mitsubishi Motors (6-е место в Японии) имеет мощную поддержку - Mitsubishi Heavy Industries (а это истребители, танки, военные корабли, подлодки, строительство АЭС) и Mitsubishi Bank. Но и здесь не обошлось без потерь.
Однако план спасения все-таки придумали: Mitsubishi выпустит в продажу 6 тысяч очень дешевых микроавто полностью на электрической тяге. Они предназначены для перевозок и поездок по городу, так как зарядки хватает пока только на 150 километров пробега. В 2010 году выпустят 12 тысяч таких моделей. Пробег и габариты будут постепенно увеличивать. На Mitsubishi подсчитали: возможности и перспективы электрических батарей не ограничены.
Toyota тоже делает ставку на электричество: в мае в продажу выйдет новый Prius. Он примет более привлекательный внешний вид, оставаясь таким же компактным. А расход топлива будет доведен до 4,7 литра на 100 км. Объем двигателя (топливная часть гибрида) поднимут с нынешних 1,5 до 1,8 литра. Но по характеристикам двигатель ничем не будет уступать 2,4-литровому. Но главное - цена: всего 20 тысяч долларов.
Для тех же, кто не хочет отказываться от автомобилей премиум-класса типа Crown или Estima на семь мест, тоже есть хорошие новости: предусмотрены гибридные модификации. Когда садишься за руль такой Estima, о том, что мотор работает, можно догадаться только по показаниям приборов: двигателя не слышно, ход бесшумный и приемистый. Вопрос только в цене - 50 тысяч.
По тому же пути пойдет и Honda: готовится серийный выпуск новой модели Insight Hy-breed объемом 1,3 литра. Стоимость - 20 тысяч долларов. В общем, на гибридном направлении намечается жесткая конкуренция.
Исключение из правил
Что касается российского направления, то здесь все далеко не так плохо, как на внутреннем рынке, в Европе и тем более Америке. Эйфория чувствовалась по тону пиарщиков в офисах всех восьми производителей.
У всех - рост в России в прошлом году, местами в два-три раза. Да, строительства новых заводов типа того, что возвела Toyota под Питером, пока не планируется. Компания Suzuki отложит на какое-то время строительство завода под Петербургом, а Mitsubishi перенесет на несколько месяцев начало выпуска внедорожников на заводе в Калужской области. Однако, как заверяют в компаниях, сеть дилеров и собственных салонов-магазинов по всей стране будет только расширяться.
Цифры
Toyota (включая Daihatsu)
207 000
автомобилей (рост - 22% по сравнению с 2007 годом). Наиболее продаваемыe модели: Corolla, Camry, Lexus
Nissan
154 340
автомобилей (рост - 26,5% по сравнению с 2007-м). Самые популярные: Qashqai, X-trail, Sunny
Mitsubishi
111 574
автомобиля (рост - 111%). Самые продаваемые: Lancer, Outlander, Pajero
Honda
89 000
автомобилей (рост - 134%). Самая продаваемая - Civic
Mazda
73 712
автомобилей (рост - 47%). Самые продаваемые: Mazda-3, Aхcela
Suzuki
39 000
автомобилей (рост - 130%). Самые продаваемые: Grand Vitara, SX-4, SUV
Subaru (Fuji Heavy Industries)
24 000
автомобилей (рост - 136%). Самые продаваемые: Forester, Legacy, Tribeca
Цены
Большая тройка Японии (продажи в России в 2008-м)
Toyota 1 470 043*
Nissan 678 126
Honda 624 499
*автомобилей