Главная Культура 00:05 30 Октября 2020 18230
Александра Маринина: Так вышло, что Каменская возвращается

… В чине полковника в отставке в романе «Безупречная репутация»

Александр Славуцкий
Александра Маринина, соскучившись по своему классическому стилю, вновь сделала главной героиней романа Анастасию Каменскую. Фото предоставлено издательством «Эксмо»

В издательстве «Эксмо» вышел новый роман Александры Марининой «Безупречная репутация». В нем читатель вновь встретится с легендарной героиней книг и телесериалов Анастасией Каменской — теперь уже полковником милиции в отставке, сотрудником частного детективного агентства «Власта». Жанр — смесь напряженного триллера и семейной саги. Каково это — вновь входить в покинутую много лет назад реку? И будет ли новая вещь экранизирована? Об этом спросим саму Марину Анатольевну Алексееву (настоящее имя писательницы).

— Марина Анатольевна, вы выпускаете 51-ю по счету книгу. Стал ли этот ритуал уже рутинным для вас?

— Ни в малейшей степени. Каждый раз ощущения разные, тем более, я стала активно экспериментировать с жанрами и писать совсем не так, как делала это первые 15 лет своей литературной практики. В тот начальный период я держалась одной манеры изложения и реакцию читателей хорошо себе представляла, а значит, чувствовала себя вполне уверенно. А вот с началом экспериментов стала раз от разу ощущать все больше сомнений. Как примет читатель, например, семейную сагу или драму? Ну а сейчас особый повод для волнения: оказалось, за годы экспериментирования я соскучилась по тому, изначальному складу письма — и вернулась к нему в «Безупречной репутации». Будет ли удачна эта попытка вновь войти в ту же реку? Скажу честно, мне страшновато.

— В новой книге вы вернулись к вашей знаменитой героине — Каменской. Это спонтанное решение или таков был стратегический план?

— Никаких таких планов у меня не бывает. Я заканчиваю очередную книгу и ухожу в свободный полет: много читаю, смотрю фильмы, занимаюсь различными делами — и попутно прислушиваюсь к себе. В какой-то момент что-то во мне должно щелкнуть. Начинаю думать о новой книге, о том, какие в ней нужны герои. Вот и мысль о своей давней героине возникла на последнем этапе обдумывания «Безупречной репутации». Так вышло, что Каменская возвращается.

— За время ее отсутствия многое изменилось, да и Настя, наверное, тоже изменилась. Читатели узнают что-то новое о ней, например, о ее отношениях с мужем?

— Вряд ли. К моменту первого появления Каменской в моих книгах они уже были вместе 17 лет. Их отношения начались задолго до литературной истории, еще за школьной партой. Так что этот любовный роман, метания, первые признания и поцелуи остались за бортом повествования. А за все 28 лет моей жизни с Каменской если и написала о ее любви, то всего несколько фраз. Для меня это никогда не было важной темой.

— Согласитесь ли вы на экранизацию этой книги? Будете ли участвовать в выборе актеров, написании сценария?

— Книга вышла совсем недавно, таких предложений еще не было. Соглашусь или нет — будет зависеть от того, какие конкретно условия предложат. Но в любом случае должна развеять иллюзии насчет степени влияния автора на кинопроцесс. Шанс, и то небольшой, что твои пожелания в смысле кастинга и сценария будут учтены, есть только тогда, когда у тебя с этим продюсером и этим режиссером имеются давние дружеские отношения. В громадном же большинстве случаев возможность писателя как-то повлиять на фильм стремится к нулю. И это правильно, потому что книга и кино создаются по разным законам. Если попробовать снять фильм, в точности следуя всем подробностям романа, смотреть это будет невозможно. Ну а если писатель категорически не готов к тому, что придет кто-то другой и начнет его историю курочить и вставлять отсебятину, то пусть не продает права. Никто же не неволит. Но уж если продал, то сиди тихо и не мешай другим делать свое дело.

— Неужели вам не бывает обидно, когда вас «курочат»?

— Бывает, но говорю же: я продала права, значит — все! Никто не заставлял меня на эти грабли наступать. Дальше вступают в дело режиссеры, продюсеры, сценаристы, к которым у меня не должно быть претензий.

— Перечитываете ли вы когда-либо свои книги?

— Один раз — обязательно, второй — ситуационно. Первый — это когда через неделю-другую после выхода бумажной книги появляется ее аудиовариант. Слушаю запись, чтобы найти возможные ошибки, неточности, режущие слух фразы, которые могла пропустить, когда читала текст глазами. Второй раз возвращение к книге может потребоваться, если ее решили экранизировать и про-изошло чудо — продюсеры прислали сценарий. Вот тогда мне необходимо восстановить в памяти оригинал, и я его либо переслушиваю, либо перечитываю. Но вопроса «что бы мне такого из себя любимой почитать для удовольствия» в моей практике не возникает. Постоянно появляется такое количество новых интересных книг — вот на них стоит тратить время.

— И что же вы сейчас читаете?

— То, что соответствует моему настроению. Сейчас читаю три книги одновременно. Буквально две недели назад открыла для себя замечательную английскую писательницу Кейт Аткинсон. Мне очень нравится ее циничная откровенность и лишенные иллюзий внутренние монологи. Вот уже вторая ее книга у меня на столе. Еще читаю роман другой англичанки Эрин Келли «Он сказал / Она сказала». Эта книга — на очень интересную мне тему, которую условно называю «как же так вышло». То есть сперва была полная идиллия, все выглядели честными и хорошими — и как же все это постепенно превратилось в кошмар? Вот такое медленное, тщательное прописывание незаметного на первый взгляд превращения красоты в ужас меня захватывает...

Ну а в данный момент чтение связано еще и с тем, что меня пригласили в жюри новой премии «Русский детектив», учрежденной одноименным телеканалом. Там я сужу три номинации: «Дебют года», «Детский детектив года», «Автор года». Вчера мне уже прислали рукописи...

— Тогда спрошу вас как арбитра: что вы думаете насчет извечного спора поклонников Мегрэ и Пуаро?

— Пуаро мне совсем не нравится, а Мегрэ — очень. Потому что он живой и трогающий. Это человек, который не только раскрывает преступления, но болеет, стареет, переживает, впадает в отчаяние, надеется — чего никогда не происходит с Пуаро. Сименон писал не столько детективы, сколько социальные зарисовки, очерки жизни. В отличие от Агаты Кристи или Конан Дойла, он в гораздо большей степени философ и социальный писатель. Для меня на вершине его творчества стоит рассказ «Мегрэ и клошар». Там только этот клошар-свидетель и знает правду. Но даже полиции он не говорит ничего, поскольку считает, что никто не вправе судить другого.

— В каком возрасте вы начали писать художественную прозу?

— В 34 года, а до того занималась научной работой.

— И что, вдруг явилось спонтанное желание написать роман?

— Оно было не совсем спонтанным. В конце 80-х начались послабления в плане публицистики, в 91-м отменили цензуру. А я к тому времени уже знала достаточно много о преступниках и работниках правоохранительной системы. Имела за плечами множество публикаций в газетах и журналах МВД, но вы же понимаете, это не то. Мне хотелось быть полностью свободной в своих высказываниях. Это решение зрело месяца два-три, а когда в какой-то момент я сильно обиделась на систему МВД, решила выплеснуть все накопившееся в художественном произведении, но подписанном не моим именем, а псевдонимом. Все-таки мне, молодому сотруднику, предстояло еще служить, выстраивать карьеру.

— Многие из ваших книг переведены на иностранные языки — что с новым романом? Кстати, вы довольны качеством этих переводов?

— Точно могу сказать, что новый роман будет переведен по крайней мере в Литве. Просто там переводят все мои книги сразу же по их выходе здесь. Как правило, не позже, чем через полгода после русского издания. Вообще же мои книги переведены почти на 30 языков, но я не настолько этими языками владею, чтобы судить о качестве перевода.

— Сейчас, наверное, нет ни одного человека, который не думал бы о пандемии. Станет ли она темой вашей будущей книги? И как повлияла на вашу жизнь?

— Если ситуация сильно затянется, возможно, я и отражу ее как-то — ведь мои герои живут в реальном мире, где людям приходится носить маски и соблюдать прочие требования. Но писать про какие-либо конспирологические версии происхождения коронавируса мне не интересно: правды мы все равно не узнаем, а умствовать на пустом месте я не люблю. В этой сфере и без меня хватает авторов, а я не тусовочный человек и никогда не делаю то, что делает большинство. Всегда немного в стороне, живу сама по себе.

Наверное, еще и благодаря этому я легко перенесла ситуацию с карантином. На самом деле в моей жизни эти месяцы мало что изменили. Из дома я обычно выхожу только в магазин напротив и погулять с собакой. В гос-ти, как правило, не езжу и у себя их не принимаю. В людных мероприятиях не участвую, даже путешествовать далеко не люблю. Правда, добавилось постоянное беспокойство за очень пожилых маму и свекровь, входящих в группу риска. С другой стороны, слышала, что люди курящие менее подвержены заражению и легче переносят заболевание. А мама моя курит: Но все равно очень страшно.

— Не так давно было опубликовано исследование ВЦИОМа, которое показало, что женщины теперь читают больше мужчин. Как думаете, почему?

— Наверное, потому, что именно сейчас появилась категория пишущих женщин — не так давно 99% книг писались мужчинами. А значит, жизнь, развитие характеров и отношений подавались с мужской точки зрения, женщинам далеко не всегда близкой. Но как только цензура пала и стали издавать всех, чьи книжки покупают, в том числе писателей-женщин, читательницы получили возможность выбрать то, что им интересно. Вот откуда их рост. А мужчины, наоборот, ушли в политические новости и игры. Ни то ни другое женщинам не требуется, по крайней мере, в такой степени. А книга зовет — и они берут ее в руки.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7041
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6221
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?