Одна из адвокатских фирм, представляющая интересы родственников румынской принцессы Иляны, подала в министерство культуры и культов официальное заявление с просьбой восстановить их права на замок Бран или компенсировать его утрату 25 миллионами долларов. На днях министр культуры Рэзван Теодореску публично заверил, что власти примут к сведению данное прошение. Тем не менее, по его словам, из указанной суммы необходимо вычесть расходы государства на реставрацию замка и определиться с налогами на его наследование. "Кроме того, по закону об исторических памятниках не стоит забывать о преимущественном праве на них государства", - заключил министр.
Сооруженный в XIV веке замок Бран был передан позже муниципалитетом Брашова королеве Румынии Марии. Королева переоборудовала его по своему усмотрению и завещала своей младшей дочери принцессе Иляне. После изгнания королевской семьи с престола принцесса, покинув страну, долго скиталась за границей и умерла лишь в 1991 году в США. Перед кончиной она все-таки посетила свою родину. От первого брака у нее было 6 детей. Скорее всего, кто-то из них и затребовал немалую сумму за владение в Трансильвании. Больше известное как замок Дракулы, оно еще при Чаушеску превратилось в мекку западных туристов.
Пока имя претендента на замок держится в тайне. Напомним, что русская ветвь в румынской королевской фамилии появилась в конце XIX века. Дочь великой княгини Марии (одной из дочерей царя Александра II) и принца Эдинбургского Альфреда, которую, как и мать, звали Мария, выдали замуж за короля Румынии Фердинанда. В 1909 году у них родилась принцесса Иляна, в дальнейшем больше известная как мать Александра. Судя по всему, потомки этой правнучки российского царя и претендуют теперь на трансильванскую крепость.
Бурный поток обращений о возврате недвижимости обрушился на страну после демарша бывшего монарха Румынии Михая I, который несколько недель назад официально заявил о своих претензиях на королевский дворец Пелеш. Находящийся в карпатском местечке Синая дворец еще до войны был превращен в народный музей и по праву считается жемчужиной национального достояния. После возврата Михаю столичного дворца "Элисабета" и имения в Севершине, казалось, что вопрос с собственностью королевской семьи решен раз и навсегда. Но экс-король, судя по всему, готов вести переговоры с правительством до конца. 20 миллионов долларов -такую сумму определили адвокаты Михая для переговоров о компенсации за королевский дворец.
Примеру Его Величества последовали другие. Началась цепная реакция. Причем аппетиты росли по мере нарастания вала ходатайств. Наряду со сравнительно небольшими строениями (театрами, штаб-квартирами партий, школами и больницами) бывшие хозяева или их родня потребовали вернуть им замки, дворцы и даже аэропорты. Потомки румынской фамилии Штирбей заявили о своих правах на известный замок Дэрмэнешть. А якобы единственный наследник имущества короля Матея Корвина вознамерился заполучить обратно древний замок Хуниазилор в Трансильвании.
По закону о реституции, вокруг которого, собственно, и разгорается весь сыр-бор, прошения о возврате собственности могут подаваться до середины ноября. Может, поэтому, как говорится, за несколько метров до финиша число претендентов на дома и прочие строения продолжает катастрофически нарастать. В любом случае правительство поставлено в сложную ситуацию. Ведь уже в скором времени ему придется разбираться со всем этим бумажным валом и конкретно решать, кому, как и что возвращать.