Что-то невероятное: российское кино оккупировало главные фестивали мира. Началось это еще весной на Московском международном, который входит в когорту киносмотров класса «А». На нем фильм Алексея Федорченко «Последняя «Милая Болгария» завоевал весомый приз за лучшую режиссуру. Потом был престижный Каннский фестиваль, на котором Россия была представлена сразу пятью фильмами. И почти все из них произвели фурор.
Так, фильм «Купе № 6» совместного производства Финляндии, Эстонии, России и Германии, в котором главную роль сыграл Юра Борисов, завоевал Гран-при. А картина Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» по бестселлеру екатеринбургского писателя Алексея Сальникова, в которой опять-таки снялся Юра Борисов, была удостоена специальной премии за операторскую работу. Во второй по значимости программе «Особый взгляд» Главный приз (впервые в истории нашего кино) получила ученица Александра Сокурова Кира Коваленко за драму взросления «Разжимая кулаки», снятую в Кабардино-Балкарии. В этой же секции с успехом прошла премьера социально-психологической драмы «Дело» в постановке Алексея Германа, которой публика устроила бурную овацию.
Идем дальше. Российские фильмы «Медея» Александра Зельдовича и «Герда» Натальи Кудряшовой включены в основной конкурс кинофестиваля в Локарно, входящего в пятерку крупнейших кино-смотров мира. Здесь же, на Piazza Grande, 13 августа состоится гала-премьера фильма Глеба Панфилова «Сто минут из жизни Ивана Денисовича», поставленного по мотивам знаменитой солженицынской повести. Ленту представят Глеб Панфилов, Инна Чурикова, а также исполнитель главной роли Филипп Янковский. Для Панфилова это будет второй приезд в Локарно: в 1969-м он стал здесь победителем с дебютным фильмом «В огне брода нет».
Дальше? На старейшем Венецианском фестивале, который откроется в начале сентября, в основном конкурсе заявлена картина Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал», в фантасмагорическом ключе рассказывающая о сталинской эпохе. Здесь же в новой программе «Горизонты экстра» покажут семейную драму «Мама, я дома» Владимира Битокова — еще одного талантливого ученика Александра Сокурова. И в обоих фильмах снялся уже упоминавшийся Юра Борисов, ставший международной звездой...
А вот новое сообщение: в конкурсной программе «Новые режиссеры» фестиваля в Сан-Себастьяне в конце сентября заявлен дебют Лены Ланских «Ничья» (рабочее название картины «Крошка») о жизни маленького уральского городка...
Чем объяснить такой интерес к нашему кино на международной арене? Наверное, тем, что наша страна относительно легко перенесла прошлогодние пандемические трудности. Глухой локдаун продлился недолго, и у кинематографистов была возможность снимать новые фильмы. И, соответственно, было что предъявить фестивальным отборщикам.
А вторая причина, как мне кажется, состоит в том, что полтора года назад у нас сменился министр культуры. Вместо Владимира Мединского, которого кинематографисты, не скрою, воспринимали, скорее, как «министра пропаганды», пришла Ольга Любимова — человек более практический (она сама участвовала в создании порядка 80 документальных фильмов), менее идеологизированный. Кинематографисты почувствовали больше творческой свободы — и это вылилось в целый ряд искренних, социально острых авторских фильмов, которые стали интересны не только нам, но и миру.