Нынешний Год кино начался, напомню, со скандала — продюсер Тимур Бекмамбетов отстранил от съемок фильма «Время первых», посвященного космической теме, талантливого режиссера Юрия Быкова, уже прогремевшего в стране и в мире фильмами «Майор» и «Дурак». «Разошелся со вкусами заказчика. Но мне есть что сказать самому и напрямую от себя. Сейчас я работаю над сценарием фильма «Завод», который буду снимать на своей только что созданной студии, и чувствую себя вполне комфортно, занимаюсь тем, что мне кажется правильным и нужным», — сказал мне тогда в интервью Быков. И вот шокирующая новость: «Завод» не получит государственной поддержки.
Сам Юрий Быков написал в «Фейсбуке» об этом так: «Мой сценарий не прошел экспертный совет при подаче в Минкульт. Не думаю, что это связано с его качеством. Слабо верится, что вдруг я стал писать плохо и неинтересно, особенно про те вещи, которые знаю и которые происходят у меня на глазах. Скорее, отказ связан с выбранной темой. Не хочу зло иронизировать, что фильм о работягах, у которых отняли кусок хлеба и которые бьются за свое будущее с олигархом, — неважная социальная тема для экспертов, но, по результату: это так.
Теперь абсолютно понятно, что «известный фильм» о том, что в России не все хорошо, надолго закрыл государственные деньги для проблемного кино. Вот такая обратная сторона медали мирового успеха подобных картин. Хотя не исключаю, что я сгущаю краски, и фильмов с критикой существующей реальности, допущенных к питчингу в этом году, будет достаточно»...
Скажу сразу: Быков краски не сгущает. Остросоциальное кино, рассказывающее об имущественном расслоении общества, чиновничьем стяжательстве, произволе властных структур на местах, еще пять лет назад у нас активно снималось и даже обещало вылиться в некую «новую волну». Да и куда, спрашивается, киношникам деваться от острых проблем, о которых ежедневно пишут газеты, говорят люди на улицах и в электричках? Но в самые последние годы «кино морального беспокойства» резко пошло на убыль. Стараниями Минкульта и созданных при нем всевозможных экспертных советов социальному, проблемному кино перекрыли кислород. Режиссерам дали понять: бодаться теленку с дубом — рога обломать. Творцы сигнал хоть и не сразу, но, кажется, услышали...
Так, Звягинцев, прогремевший дискуссионным «Левиафаном», на который намекает в своем посте Быков, снимает сейчас камерную драму о разводе супругов. Борис Хлебников, автор остросоциальных лент «Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь», «Долгая счастливая жизнь», снимает нынче телесериалы. Алексей Мизгирев после острых лент «Бубен, барабан», «Конвой» заканчивает работу над приключенческим «Дуэлянтом». Андрей Прошкин ушел в метафорическое, притчевое кино («Орлеан»). Алексей Учитель шлифует исторический эпос про любовь последнего русского царя и балерины...
О том, что режиссеры помельче сплошь пустились в исторические изыскания или ударились в гламурные комедии, в пустое развлекалово, я промолчу. И только Василий Сигарев («Страна Оз») и Кирилл Серебренников (на подходе его публицистический «Ученик») пытаются говорить о сегодняшнем, насущном, больном. Но деньги на свои острые проекты они добывают сами, за помощью в Минкульт не обращаются. Знают: бесполезно.
Уверен: найдет деньги на столь необходимый стране фильм (картин о рабочем классе у нас не было лет десять) и Юрий Быков. А то и снимет кино на свои кровные, как он уже за копейки снял «Майора», принесшего стране дюжину международных призов. Режиссер искренний, честный, патриот по натуре, причисляющий себя к Русскому миру, Быков не держит фигу в кармане, не лажает в своих картинах Родину. Но, говоря слогом классика, в своих яростных фильмах он буквально «кричит от общественной боли». Ибо, простите за пафос, ему небезразлична судьба России. Как была она небезразлична Алексею Герману, Элему Климову, Кире Муратовой, Марлену Хуциеву, Глебу Панфилову, Ларисе Шепитько, Вадиму Абдрашитову, чьи ленты в свое время обвинялись в очернении лучезарной советской действительности, с трудом пробивали дорогу на экран, а то и обретали место на полке.
Время показало: правда была на стороне этих честных художников, остро чувствовавших свое время, его проблемы и болевые точки, его тектонические сдвиги. Не зря их фильмы сегодня стали классикой. А имена чиновников-охранителей, требовавших от мастеров кино лакировки действительности, бегства от реальных проблем жизни, давно и справедливо преданы забвению. Неужели наша история движется по кругу?