Главная Культура 00:19 30 Июня 2017 7625
Без лица

Предварительные итоги XXXIX Московского международного кинофестиваля

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда», член жюри российской кинокритики на ММКФ

Вчера поздно вечером, когда номер нашей газеты уже был подписан в печать, завершился XXXIX Московский международный кинофестиваль. Он прошел в этом году, как, впрочем, и в прошлом, по усеченной программе: уложился в неделю вместо прежних десяти дней. Центром кинематографического притяжения остался кинотеатр «Октябрь». Здесь, на Новом Арбате, с 9 утра и порой до 2 часов ночи бурлила жизнь, толпились и обсуждали увиденные фильмы фанаты десятой музы. Остальной 10-миллионный город наличие международного кинофестиваля в Москве, похоже, не заметил...

В конкурсе были показаны всего 13 фильмов, из них три российских. В основной программе не было картин из Франции, США, Италии, Ирана, Румынии — как ни крути, главных стран на кинематографической карте мира. Опять-таки в конкурсе практически не было работ крупных мастеров европейской, мировой режиссуры. Времена, когда в Москве побеждали фильмы Федерико Феллини и Франческо Рози, Анджея Вайды и Сергея Бондарчука, Станислава Ростоцкого и Стэнли Крамера, Этторе Сколы и Дамиано Дамиани, Элема Климова и Кшиштофа Кесьлевского, давно остались в прошлом.

Нынче конкурс состоит в основном из работ дебютантов, имена которых мало что говорят даже очень посвященному зрителю. Несмотря на все усилия квалифицированной команды отборщиков, сдвинуть ситуацию в лучшую сторону не получается вот уже на протяжении многих лет. Неслучайно программный директор ММКФ Кирилл Разлогов, представляя членов фестивального жюри, назвал их мучениками, честно предупредив последних, что страдать во время просмотров им придется больше и чаще, чем получать удовольствие. Шутка? Но в каждой шутке есть сами знаете что...

Московский международный изначально существует в невыгодных для себя стартовых условиях. Он проходит вслед за Берлинским и Каннским фестивалями. А уже в начале сентября открывается старейший и престижнейший киносмотр в Венеции. Все лучшие фильмы по сложившейся традиции уходят в эти признанные фестивальные столицы мира. Что-то оттягивает на себя ближайший соперник ММКФ — фестиваль в Карловых Варах, который, к примеру, в этом году заполучил «Аритмию» Бориса Хлебникова, победившую на «Кинотавре». На долю ММКФ в этой ситуации, увы, остаются картины второго и третьего эшелона. Надо ли удивляться, что на фестиваль класса «А», каким является Московский международный, практически не приезжают зарубежные кинокритики? Им нечего здесь искать и ловить.

Да и наша публика уже давно во всем разобралась. На конкурсных показах зал кинотеатра «Октябрь» чаще всего был заполнен лишь наполовину, а то и на треть. Аншлаги случались только на российских премьерах — свои фильмы всегда вызывают повышенный интерес зрителей — и на вечерних внеконкурсных показах, где крутили фестивальные хиты, прогремевшие ранее в тех же Каннах, Венеции, Берлине, Локарно, Роттердаме, Торонто...

Не скажу, что конкурсная программа ММКФ в этом году была провальной. За исключением постыдного, неизвестно каким образом попавшего в конкурс российского фильма «Купи меня» в постановке Вадима Перельмана, с надрывом повествующего о горькой доле проституток, остальные картины были сделаны иногда на среднем, а чаще на достаточно крепком профессиональном уровне.

На заседаниях жюри российской кинокритики, в состав которого вошел и автор этих строк, обсуждались вполне качественные, достойные работы из Японии («Апрельский сон длиной в три года»), Южной Кореи («Обычный человек»), Китая («Хохлатый ибис»), Аргентины («Симфония для Аны»), ряд других лент. Хорошо прозвучали две российские картины — эстетская, исполненная визуального совершенства, хотя и зашифрованная по смыслу притча «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, и простая, человечная, без особых стилевых изысков трагикомедия «Карп отмороженный» в постановке Владимира Котта.

Но лично у меня осталось стойкое ощущение, что фильма-события, фильма-открытия, а тем более фильма-шедевра на конкурсном экране ММКФ, который формально входит в клуб главных фестивалей мира, так и не случилось. Более того, возникло чувство, что отборщики ММКФ, как старые цирковые лошади, порой устало ходят по кругу. Вот только один из примеров. Несколько лет назад в конкурсе ММКФ был показан крепко скроенный фильм «Частица», живописующий безысходную жизнь турецких рабочих. На фоне унылого конкурса он тогда получил фестивальное золото. В этом году картина из Турции «Желтая жара» рассказывала о трудной жизни тамошних фермеров. Социальная проблематика практически та же, только из-за плохо прописанного сценария фильм получился на порядок хуже «Частицы». Зачем же его было брать в конкурс? Бог весть.

В 2009 году президент ММКФ Никита Михалков самокритично признавал, что «лицо Московского кинофестиваля еще не определено». С тех пор прошло почти 10 лет — и, увы, мало что изменилось. Фестиваль все эти годы обрастал все новыми программами, зачастую дублирующими друг друга, на нем увеличивалось количество фильмов, доходя порой до астрономических величин (зачем привозить в Москву 360 или даже 250 картин, среди которых так много мусора?), но «физиономия» ММКФ от этого не становилась выразительнее.

Какие ценности поддерживает и утверждает фестиваль, что в нем главное, а что второстепенное? Разобраться в этом, глядя на афишу ММКФ, где смешались жемчужины высокого искусства и фильмы ужасов, документальное кино и канадская анимация, короткий и полный метр, традиционно слабый конкурс и отличные ретроспективы, представляется трудной задачей.

Да, неизменный восторг публики (в том числе и мой) вызывают ленты из внеконкурсных авторских программ «8 с половиной фильмов» Петра Шепотинника, «Эйфория» Андрея Плахова, «Фильмы, которых здесь не было» Стаса Тыркина. Но это, будем откровенны, чужие радости. Замечательные работы таких корифеев современного кино, как Аки Каурисмяки, Ким Ки Дук, Арно Деплешен, Аббас Киаростами, Брюно Дюмон, Агнешка Холланд, Робен Кампийо, Клер Дени, Мишель Хазанавичюс, ставшие хитами нынешнего ММКФ, были впервые показаны, открыты на других кинофестивалях. А уже потом отраженным светом зажглись на экране ММКФ.

P.S. Боюсь показаться скучным, похожим на того самого сивого циркового мерина, который обреченно ходит по кругу, но я уже не первый год пытаюсь достучаться до организаторов ММКФ с одной простой идеей. А именно: им нужно найти в себе смелость отказаться от протокольно-обязательной конкурсной программы, которая отнимает и их, и наши время, силы, нервы и при этом вызывает либо всеобщие нарекания, либо всеобщее равнодушие. Нужно отважиться стать наконец тем, чем ММКФ, по сути, уже давно пытается быть, но тщательно маскирует это под личиной конкурсного фестиваля класса «А». Между тем в сложившихся обстоятельствах Москва могла бы стать столицей большого международного Фестиваля фестивалей, который собирал бы под свои знамена не все подряд, а только лучшее, что есть на сегодняшний день в мировом кино. И тогда потребность в конкурсе в его нынешнем виде отпала бы сама собой.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9462
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7161
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?