Главная Культура 00:19 30 Июня 2017 7680
Без лица

Предварительные итоги XXXIX Московского международного кинофестиваля

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда», член жюри российской кинокритики на ММКФ

Вчера поздно вечером, когда номер нашей газеты уже был подписан в печать, завершился XXXIX Московский международный кинофестиваль. Он прошел в этом году, как, впрочем, и в прошлом, по усеченной программе: уложился в неделю вместо прежних десяти дней. Центром кинематографического притяжения остался кинотеатр «Октябрь». Здесь, на Новом Арбате, с 9 утра и порой до 2 часов ночи бурлила жизнь, толпились и обсуждали увиденные фильмы фанаты десятой музы. Остальной 10-миллионный город наличие международного кинофестиваля в Москве, похоже, не заметил...

В конкурсе были показаны всего 13 фильмов, из них три российских. В основной программе не было картин из Франции, США, Италии, Ирана, Румынии — как ни крути, главных стран на кинематографической карте мира. Опять-таки в конкурсе практически не было работ крупных мастеров европейской, мировой режиссуры. Времена, когда в Москве побеждали фильмы Федерико Феллини и Франческо Рози, Анджея Вайды и Сергея Бондарчука, Станислава Ростоцкого и Стэнли Крамера, Этторе Сколы и Дамиано Дамиани, Элема Климова и Кшиштофа Кесьлевского, давно остались в прошлом.

Нынче конкурс состоит в основном из работ дебютантов, имена которых мало что говорят даже очень посвященному зрителю. Несмотря на все усилия квалифицированной команды отборщиков, сдвинуть ситуацию в лучшую сторону не получается вот уже на протяжении многих лет. Неслучайно программный директор ММКФ Кирилл Разлогов, представляя членов фестивального жюри, назвал их мучениками, честно предупредив последних, что страдать во время просмотров им придется больше и чаще, чем получать удовольствие. Шутка? Но в каждой шутке есть сами знаете что...

Московский международный изначально существует в невыгодных для себя стартовых условиях. Он проходит вслед за Берлинским и Каннским фестивалями. А уже в начале сентября открывается старейший и престижнейший киносмотр в Венеции. Все лучшие фильмы по сложившейся традиции уходят в эти признанные фестивальные столицы мира. Что-то оттягивает на себя ближайший соперник ММКФ — фестиваль в Карловых Варах, который, к примеру, в этом году заполучил «Аритмию» Бориса Хлебникова, победившую на «Кинотавре». На долю ММКФ в этой ситуации, увы, остаются картины второго и третьего эшелона. Надо ли удивляться, что на фестиваль класса «А», каким является Московский международный, практически не приезжают зарубежные кинокритики? Им нечего здесь искать и ловить.

Да и наша публика уже давно во всем разобралась. На конкурсных показах зал кинотеатра «Октябрь» чаще всего был заполнен лишь наполовину, а то и на треть. Аншлаги случались только на российских премьерах — свои фильмы всегда вызывают повышенный интерес зрителей — и на вечерних внеконкурсных показах, где крутили фестивальные хиты, прогремевшие ранее в тех же Каннах, Венеции, Берлине, Локарно, Роттердаме, Торонто...

Не скажу, что конкурсная программа ММКФ в этом году была провальной. За исключением постыдного, неизвестно каким образом попавшего в конкурс российского фильма «Купи меня» в постановке Вадима Перельмана, с надрывом повествующего о горькой доле проституток, остальные картины были сделаны иногда на среднем, а чаще на достаточно крепком профессиональном уровне.

На заседаниях жюри российской кинокритики, в состав которого вошел и автор этих строк, обсуждались вполне качественные, достойные работы из Японии («Апрельский сон длиной в три года»), Южной Кореи («Обычный человек»), Китая («Хохлатый ибис»), Аргентины («Симфония для Аны»), ряд других лент. Хорошо прозвучали две российские картины — эстетская, исполненная визуального совершенства, хотя и зашифрованная по смыслу притча «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, и простая, человечная, без особых стилевых изысков трагикомедия «Карп отмороженный» в постановке Владимира Котта.

Но лично у меня осталось стойкое ощущение, что фильма-события, фильма-открытия, а тем более фильма-шедевра на конкурсном экране ММКФ, который формально входит в клуб главных фестивалей мира, так и не случилось. Более того, возникло чувство, что отборщики ММКФ, как старые цирковые лошади, порой устало ходят по кругу. Вот только один из примеров. Несколько лет назад в конкурсе ММКФ был показан крепко скроенный фильм «Частица», живописующий безысходную жизнь турецких рабочих. На фоне унылого конкурса он тогда получил фестивальное золото. В этом году картина из Турции «Желтая жара» рассказывала о трудной жизни тамошних фермеров. Социальная проблематика практически та же, только из-за плохо прописанного сценария фильм получился на порядок хуже «Частицы». Зачем же его было брать в конкурс? Бог весть.

В 2009 году президент ММКФ Никита Михалков самокритично признавал, что «лицо Московского кинофестиваля еще не определено». С тех пор прошло почти 10 лет — и, увы, мало что изменилось. Фестиваль все эти годы обрастал все новыми программами, зачастую дублирующими друг друга, на нем увеличивалось количество фильмов, доходя порой до астрономических величин (зачем привозить в Москву 360 или даже 250 картин, среди которых так много мусора?), но «физиономия» ММКФ от этого не становилась выразительнее.

Какие ценности поддерживает и утверждает фестиваль, что в нем главное, а что второстепенное? Разобраться в этом, глядя на афишу ММКФ, где смешались жемчужины высокого искусства и фильмы ужасов, документальное кино и канадская анимация, короткий и полный метр, традиционно слабый конкурс и отличные ретроспективы, представляется трудной задачей.

Да, неизменный восторг публики (в том числе и мой) вызывают ленты из внеконкурсных авторских программ «8 с половиной фильмов» Петра Шепотинника, «Эйфория» Андрея Плахова, «Фильмы, которых здесь не было» Стаса Тыркина. Но это, будем откровенны, чужие радости. Замечательные работы таких корифеев современного кино, как Аки Каурисмяки, Ким Ки Дук, Арно Деплешен, Аббас Киаростами, Брюно Дюмон, Агнешка Холланд, Робен Кампийо, Клер Дени, Мишель Хазанавичюс, ставшие хитами нынешнего ММКФ, были впервые показаны, открыты на других кинофестивалях. А уже потом отраженным светом зажглись на экране ММКФ.

P.S. Боюсь показаться скучным, похожим на того самого сивого циркового мерина, который обреченно ходит по кругу, но я уже не первый год пытаюсь достучаться до организаторов ММКФ с одной простой идеей. А именно: им нужно найти в себе смелость отказаться от протокольно-обязательной конкурсной программы, которая отнимает и их, и наши время, силы, нервы и при этом вызывает либо всеобщие нарекания, либо всеобщее равнодушие. Нужно отважиться стать наконец тем, чем ММКФ, по сути, уже давно пытается быть, но тщательно маскирует это под личиной конкурсного фестиваля класса «А». Между тем в сложившихся обстоятельствах Москва могла бы стать столицей большого международного Фестиваля фестивалей, который собирал бы под свои знамена не все подряд, а только лучшее, что есть на сегодняшний день в мировом кино. И тогда потребность в конкурсе в его нынешнем виде отпала бы сама собой.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6049
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4573
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....