До этого нечто подобное проделывали Англия, выдворившая в разгар холодной войны в 1971 году 105 советских представителей, и Франция с 47 высланными в 1983-м. Впрочем, дело не только в количестве, но и в охвате: к Лондону и Вашингтону примкнули 16 стран — членов ЕС, а также Австралия, Норвегия, Албания и прочие добровольно-принудительные борцы с «российской химической угрозой».
Высылая представителей РФ и объявляя их вдогонку «шпионами», эти страны хорошо понимают, что Россия неминуемо ответит и межгосударственные отношения не просто станут хуже — они опустятся к невиданно низкой со времен Карибского кризиса отметке. Ниже нуля...
Фактов, подтверждающих незаконные действия наших граждан в «разгневанных» странах, как и юридически обязывающих доказательств вины России в Солсбери, кроме деклараций Терезы Мэй, никем не предъявлялось, да в условиях глобальной травли этого и не требовалось. А выбор кандидатов на высылку (вроде генконсула РФ в Страсбурге) говорит об исключительно политическом характере акции, к охране национальных секретов отношения не имеющей. Это солидарность стаи. Здесь не до политесов и хороших манер.
А как же Солсбери? В истории немало похожих эпизодов, где авторство злодеяний покрыто мраком, зато последствия хорошо известны. Так, 15 февраля 1898 года на рейде Гаваны взорвался американский броненосец «Мэн». После чего США обвинили в акте агрессии Испанию и присвоили ее колонию. 2 августа 1964 года американский эсминец «Мэддокс» был атакован неизвестными катерами у берегов Вьетнама, после чего США вторглись в Северный Вьетнам. Еще? 5 февраля 1994 года неизвестная мина упала на рынок Маркале в Сараево, и вскоре началась операция Deliberate Force против боснийских сербов. Липовая резня «мирных албанцев» в косовском Рачаке послужила предлогом для натовских бомбардировок Югославии. «Пробирка Пауэлла» уже вошла в хрестоматию псевдодипломатии... Тревожный список, не правда ли?
Планку новой дипломатической войны установили американцы, объявив о высылке сразу 60 российских дипломатов (46 человек из посольства в Вашингтоне, двое из генконсульства в Нью-Йорке, 12 сотрудников поспредства РФ при ООН), а также о закрытии нашего генконсульства в Сиэтле. Это уже после взаимных сокращений дипперсонала в прошлом году. Масштаб акции говорит о том, что решение было принято задолго до Солсбери.
При этом посол США в России Хантсман на голубом глазу заявляет: «Конечно, мы не хотим, чтобы количество американских диппредставительств в РФ было уменьшено. Сейчас такое время, когда надо больше говорить друг с другом, проводить больше честных разговоров». Ну-ну.
А дальше курочка по зернышку. Польша, Франция и Германия вышлют по четыре дипломата, Латвия, Финляндия, Венгрия, Хорватия, Швеция и Румыния — по одному, Эстония, Дания, Нидерланды и Италия — по два, Молдавия, Чехия и Литва — по три. Похоже, действуют по разнарядке. Украина, естественно, отличается — вышлет 13 дипломатов.
Удивительно, что в ЕС нашлись лидеры, которые не побоялись заявить о нежелании высылать русских, поверив Терезе Мэй на слово. Словакия намерена «действовать по делу Скрипаля ответственно, не поддаваться давлению и не делать театральные жесты», — заявил премьер Петер Пеллегрини. Той же позиции придерживаются Австрия, Кипр, Греция, Португалия.
НАТО отправляет из Брюсселя домой семь российских дипломатов, а еще трем отказывает в аккредитации, передало AFP. Из 30 сотрудников постпредства России при штаб-квартире Альянса останется 20. А вот член НАТО Турция не планирует принимать какие-либо меры воздействия на Россию, посчитав, что кризис касается двусторонних отношений РФ и Великобритании. Им и разбираться.
Но что же дальше? В таком жестком клинче надо либо мириться, либо поднимать ставки. А куда уж выше: отзыв послов и всеобщая мобилизация? Или, как предлагает Хантсман, «пересмотр внешней политики Россией и более ответственное отношение к обязательствам перед Западом», что означает в переводе на русский язык «полную капитуляцию»? Это вряд ли.
Министр иностранных дел Лавров понятно изложил, что Москва ответит на хамство Запада. Хотя в этом виде спорта с ним состязаться трудно. Но, видимо, придется. С волками жить...