Исследователи из Испании объявили о разгадке тайны геоглифов в знаменитой перуанской пустыне Наска. Они уверяют, что их открытие не просто удовлетворит любопытство, но и спасет миллионы людей от глобального потепления.
Глава команды Salvar Nazca Карлос Эрмида обещает уже в феврале представить итоги восьмилетних исследований. Пока же он озвучил только тезисы. Итак, он уверен, что линии, которыми нарисованы геоглифы в пустыне Наска, — это сложная система ирригационных каналов, учитывающая изменяющийся уровень влажности и множество других факторов.
...Гигантские изображения на скалистой породе плато Наска открылись миру в 1939 году, когда к югу от Лимы начали летать самолеты. С тех пор архео-логи зафиксировали около 700 фигур и 13 тысяч линий. Прошло восемь десятилетий, но до сих пор изображения толком не были изучены. Несколько лет назад ученые обучили искусственный интеллект анализировать изображения, полученные из космоса и с дронов. Таким образом в декабре 2020-го мир облетели фотографии гигантской кошки с шаловливой мордочкой, «разлегшейся» на склоне скалы. Длина рисунка составляет 37 метров. Через несколько лет изображение было бы безвозвратно потеряно из-за эрозии, археологи вовремя его отыскали и расчистили. А еще в пустыне открыли целую серию нарисованных птиц — тех, что и сегодня обитают, и вымерших.
В научном мире нет единого мнения по поводу предназначения рисунков Наска. Плато неподалеку от побережья Тихого океана протянулось на 50 км с севера на юг и 5-7 км с запада на восток. Некоторые из древних выгравированных рисунков относительно невелики, от 5 до 50 метров, другие превышают 100 метров и могут быть рассмотрены лишь с высоты птичьего полета. Их точный возраст неизвестен, скорее, около двух тысяч лет.
По одной из теорий, отмеченные изображениями животных места были ритуальными. Другая теория предполагает, что геоглифы были дорожными храмами: индейцы доколумбовой эпохи не знали лошадей и путешествовали пешком, а часть изображений располагается неподалеку от древних трактов. Конкистадоры считали их «путевыми знаками». Некоторые из рисунков повторяются в орнаментах ритуальных керамических сосудов и на сохранившихся до наших дней тканях. Осколки такой посуды археологи находили в пустыне.
Существуют гипотезы, объясняющие рисунки увлечением наблюдениями за звездами. Изображение паука удалось соотнести с диаграммой звездного скопления в созвездии Ориона, а три линии рядом с пауком можно считать изображением Пояса Ориона. Возможно, полагают исследователи, рисунки позволяли их создателям решать астрономические задачи — к примеру, составлять календари.
А как же быть с идеей навигационной системы для инопланетных космических кораблей (ее отстаивали создатели нашумевшего в 1970-е фильма)? В пустыне не найдено следов от взлетов или посадок летательных аппаратов. Да и кто бы объяснил, зачем инопланетянам, способным на межпланетные полеты, такого рода ориентиры?
Между тем геоглифы Наска не единственные. Их аналоги существуют на плато Пальпа на южном побережье Перу, на юге Калифорнии и в степях Казахстана. Казахские геометрические узоры общей площадью в несколько футбольных полей могут быть вчетверо старше перуанских, они относятся ко временам неолита.
Если рисунки в пустыне Наска воплощают ирригационную систему, означает ли это, что неолитические кресты, свастики и другие рисунки тоже созданы как ее элементы? Или столь похожие объекты в разных концах мира имели разное предназначение? Может, древние перуанские инженеры первыми приспособили ритуальные объекты к выполнению практических задач?
Впрочем, и без научных объяснений геоглифы не теряют своего очарования. Достаточно взглянуть хотя бы на гигантского котика...