Таким образом, предпринимателям в ближайшие три месяца гарантированы убытки, правительству - относительно спокойная жизнь - до выборов президента. После этого цены могут резко пойти вверх, и сдержать их будет очень сложно.
Срок предыдущего моратория, заключенного прошлой осенью, истекает 31 января. Согласно достигнутым договоренностям, сельхозпроизводители согласились не повышать отпускные цены сверх того уровня, на котором они находились 15 октября, а сетевики - не устанавливать наценку выше 10 процентов. В списке оказались самые востребованные продукты: пшеничный и ржаной хлеб, молоко жирностью выше 1,5 процента, кефир жирностью выше 1 процента, подсолнечное нерафинированное масло и куриные яйца.
Основное бремя по мораторию легло на плечи сельхозпроизводителей, поэтому они и добивались пересмотра договоренностей.
- Заморозка цен не является рыночной мерой, поскольку ограничивает свободу розничной торговли, - заявил "Труду" эксперт ИК "Финам" Сергей ФИЛЬЧЕНКОВ. - Это мера, скорее, политическая. Однако стоит отметить, что мораторий касается ограниченного списка товаров. Поэтому, как нам кажется, для розничных операторов это не будет иметь катастрофических последствий. Следует учитывать и то, что, замораживая цены на социально значимые продукты, сетевики вольны повышать их на товары в других ценовых группах. Этим они компенсируют свои финансовые потери.
Эксперт не исключил, что после 1 мая цены на замороженные товары могут вырасти на 15-20 процентов. Однако государство в состоянии воздействовать на ситуацию и после этой даты. "Это могут быть и зерновые интервенции, и изменение в налоговой политике, и увеличение импорта. Все вместе это может стабилизировать ситуацию на рынке и после окончания нынешнего моратория", - уверен эксперт "Финам".
ЧТО ЗАМОРОЗЯТ ДО 1 МАЯ
* пшеничный и ржаной хлеб
* молоко не менее 1,5 процента жирности
* кефир не менее 1 процента жирности
* подсолнечное масло
* яйца
УЧАСТНИКИ СОВЕЩАНИЯ В МИНСЕЛЬХОЗЕ
Представители Минсельхоза РФ, комиссии РСПП по агропромышленному комплексу, Агропромсоюза, Росптицесоюза, Молочного союза России, Масложирового союза, компаний "Юнимилк", "Вимм-Билль-Данн", Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), торговых сетей Metro Cash & Carry, Billa, X5 Retail Group N.V. (торговые сети "Перекресток" и "Пятерочка"), "Ашан", "Копейка", "Гроссмарт".