Крупные компании все чаще используют плоды технического прогресса для слежки за своими сотрудниками. Разного рода чипы, газоанализаторы, измерители пульса и GPS-датчики, вшитые в форменную одежду, позволяют отследить местоположение работника с точностью до сантиметров и предоставить нанимателю доскональную информацию. Ну и как нам с этим жить и работать?
Цифровые технологии позволяют работодателю шпионить за своими сотрудниками пристальнее, чем самая ревнивая жена. Конечно, такую любознательность чаще проявляет менеджмент крупных предприятий, но будьте уверены, прогресс не стоит на месте — скоро и работникам маленьких фирм не скрыться от всевидящего ока.
Естественно, все это объясняется заботой о человеке: если вам вдруг станет плохо или, скажем, газоанализатор подаст SOS о загазованности помещения, помощь — тут как тут. Но очевидно, что помимо благих существуют и другие цели. В конце концов, ЧП бывают куда реже, чем перекуры и прочие отлучки с рабочего места.
В западных компаниях постоянный надзор за сотрудниками давно считается чем-то само собой разумеющимся: в Европе за сотрудниками следят 70% работодателей, в США — больше 80%. Лукавство в сторону: слежка нужна, потому что под неослабным контролем человек работает лучше и быстрее. Отсюда и повальное оснащение офисов «датчиками нагрузки», фиксирующими каждое вставание со стула.
В сети супермаркетов Walmart учитывается скорость сканирования товаров кассирами, а в компании Amazon — скорость перемещения складских рабочих. Компания UPS встроила в свои авто по 200 сенсоров, после чего продуктивность доставки резко выросла. В американских больницах электронные бейджики медсестер отслеживают, сколько раз в день они ходят в туалет и моют руки...
Но это еще цветочки. Налицо стремление работодателей контролировать не только действия (или безделье) сотрудников, но и их мысли. Например, читать электронную переписку и делать скриншоты рабочих столов, которые затем подшиваются в отчеты об эффективности труда. Использование аналитического программного обеспечения позволяет начальству узнавать о беременности сотрудниц на ранних сроках. Или делать выводы после обработки информации об обращениях к врачам, выписанных медикаментах и поисковых запросах в Сети. Или проследить за попытками организовать забастовку, обсудить трудовые права...
Россия, к счастью для пролетариев, пока отстает в деле тотального контроля за работниками. У нас работодатели отводят глаза и начинают говорить, что правильная мотивация важнее слежки. Дескать, если человек заинтересован в результатах своего труда, он и так в лепешку расшибется.
Но расслабляться не стоит. Во-первых, исторически не все мы так уж заточены на ударный труд — даже за приличную плату. А во-вторых, дайте срок — будет вам и белка, и чип со свистком. Вот вам и первые ласточки. Компания МТС представила специальный модуль (можно вшить в любой элемент одежды), сообщающий о том, где находится человек, каков состав атмосферы вокруг него и какой у него при этом пульс. Устройство прошло апробацию в промышленности и получило лестные отзывы от руководства нефтехимических и строительных компаний, предприятий машиностроения и сельского хозяйства.
Или вот: сегодня каждая третья российская компания проявляет интерес к электронным письмам сотрудников, каждая пятая следит, какие сайты они посещают, мониторит переписку в мессенджерах и соцсетях.
Вслед за МТС свои мониторинговые продукты предложили рынку «Билайн» и «МегаФон». В первом случае речь идет о приложении, позволяющем работодателю следить за перемещениями курьеров, водителей и вообще всех сотрудников, находящихся вне офиса, во втором — об умной спецодежде с набором датчиков и модулей. То ли еще будет!
Ну и что делать? Да ничего: больше работать, меньше курить. А там видно будет...