Большой Брат следит за тобой, коллега

Компании всё чаще используют цифровые технологии для слежки за своими сотрудниками

Крупные компании все чаще используют плоды технического прогресса для слежки за своими сотрудниками. Разного рода чипы, газоанализаторы, измерители пульса и GPS-датчики, вшитые в форменную одежду, позволяют отследить местоположение работника с точностью до сантиметров и предоставить нанимателю доскональную информацию. Ну и как нам с этим жить и работать?

Цифровые технологии позволяют работодателю шпионить за своими сотрудниками пристальнее, чем самая ревнивая жена. Конечно, такую любознательность чаще проявляет менеджмент крупных предприятий, но будьте уверены, прогресс не стоит на месте — скоро и работникам маленьких фирм не скрыться от всевидящего ока.

Естественно, все это объясняется заботой о человеке: если вам вдруг станет плохо или, скажем, газоанализатор подаст SOS о загазованности помещения, помощь — тут как тут. Но очевидно, что помимо благих существуют и другие цели. В конце концов, ЧП бывают куда реже, чем перекуры и прочие отлучки с рабочего места.

В западных компаниях постоянный надзор за сотрудниками давно считается чем-то само собой разумеющимся: в Европе за сотрудниками следят 70% работодателей, в США — больше 80%. Лукавство в сторону: слежка нужна, потому что под неослабным контролем человек работает лучше и быстрее. Отсюда и повальное оснащение офисов «датчиками нагрузки», фиксирующими каждое вставание со стула.

В сети супермаркетов Walmart учитывается скорость сканирования товаров кассирами, а в компании Amazon — скорость перемещения складских рабочих. Компания UPS встроила в свои авто по 200 сенсоров, после чего продуктивность доставки резко выросла. В американских больницах электронные бейджики медсестер отслеживают, сколько раз в день они ходят в туалет и моют руки...

Но это еще цветочки. Налицо стремление работодателей контролировать не только действия (или безделье) сотрудников, но и их мысли. Например, читать электронную переписку и делать скриншоты рабочих столов, которые затем подшиваются в отчеты об эффективности труда. Использование аналитического программного обеспечения позволяет начальству узнавать о беременности сотрудниц на ранних сроках. Или делать выводы после обработки информации об обращениях к врачам, выписанных медикаментах и поисковых запросах в Сети. Или проследить за попытками организовать забастовку, обсудить трудовые права...

Россия, к счастью для пролетариев, пока отстает в деле тотального контроля за работниками. У нас работодатели отводят глаза и начинают говорить, что правильная мотивация важнее слежки. Дескать, если человек заинтересован в результатах своего труда, он и так в лепешку расшибется.

Но расслабляться не стоит. Во-первых, исторически не все мы так уж заточены на ударный труд — даже за приличную плату. А во-вторых, дайте срок — будет вам и белка, и чип со свистком. Вот вам и первые ласточки. Компания МТС представила специальный модуль (можно вшить в любой элемент одежды), сообщающий о том, где находится человек, каков состав атмосферы вокруг него и какой у него при этом пульс. Устройство прошло апробацию в промышленности и получило лестные отзывы от руководства нефтехимических и строительных компаний, предприятий машиностроения и сельского хозяйства.

Или вот: сегодня каждая третья российская компания проявляет интерес к электронным письмам сотрудников, каждая пятая следит, какие сайты они посещают, мониторит переписку в мессенджерах и соцсетях.

Вслед за МТС свои мониторинговые продукты предложили рынку «Билайн» и «МегаФон». В первом случае речь идет о приложении, позволяющем работодателю следить за перемещениями курьеров, водителей и вообще всех сотрудников, находящихся вне офиса, во втором — об умной спецодежде с набором датчиков и модулей. То ли еще будет!

Ну и что делать? Да ничего: больше работать, меньше курить. А там видно будет...