«Роснефть» на этой неделе объявила о начале эксплуатационного бурения на Пайяхском месторождении на полуострове Таймыр. До конца текущего года компания планирует пробурить там порядка 80 скважин и начать добычу к 2024 году.
Эксплуатационное бурение ведется на пяти кустах Пайяхского месторождения с применением уникальных буровых комплексов, выполненных в северном исполнении. Эти машины были построены на отечественных машиностроительных заводах специально для работы в суровых условиях Крайнего Севера.
Буровые оснащены оборудованием и системами верхнего привода мощностью более 70 кНм, что дает им преимущества по скорости и глубине бурения. Установки грузоподъемностью 400 тонн способны бурить скважины протяженностью до 6 тысяч метров. В ходе реализации проекта «Восток Ойл» планируется задействовать порядка 100 таких буровых установок.
Пайяхское месторождение — часть стратегического проекта «Роснефти» «Восток Ойл». Лицензионный фонд проекта «Восток Ойл» составляет 52 участка недр, в рамках которых открыто 13 месторождений, четыре из которых уже введены в разработку с применением самых современных технологий.
Ресурсная база проекта — 6,2 млрд тонн нефти. И эти цифры подтверждены результатами проведенных масштабных геологоразведочных работ, подробными отчетами экспертов мирового уровня и международными аудиторами.
Новый ковчег мировой экономики
Ресурсы «Восток Ойла» сравнимы с залежами крупнейших нефтяных провинций Ближнего Востока или сланцевых формаций США, а также соразмерны другому легендарному российскому месторождению — Самотлорскому, расположенному в Ханты-Мансийском автономном округе. Этот проект, ресурсная база которого оценивалась в 7,1 млрд тонн нефти, по сути, изменил лицо советского ТЭК на многие годы вперед. Если в 1965 году Западная Сибирь давала 1 млн тонн добычи, то уже через 10 лет — 148 млн тонн. Это позволило СССР стать одним из лидеров международного рынка углеводородов. Но эпоха этой западносибирской нефтяной провинции уже заканчивается, а таймырской — только начинается. По плану «Роснефти», добыча на проекте достигнет 115 млн тонн к 2033 году.
«На территории России имеются три крупнейших нефтегазоносных региона, совокупная доля запасов которых составляет около 70% от всех ресурсов нефти и газа на планете, — рассказывает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. — При этом наибольшие запасы сосредоточены на шельфе и побережье Карского моря — до 50% от общемирового объема. На «Восток Ойл» приходится около 15% этих ресурсов. То есть по сути это настоящая мировая кладовая углеводородов. Подобных ресурсов больше нет нигде в мире. Это действительно спасительный ресурс для мировой экономики».
«Ноев ковчег мировой экономики» — именно так назвал проект «Восток Ойл» главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин, выступая с докладом на Петербургском международном экономическом форуме в июне. «Россия с ее энергетическим потенциалом и портфелем первоклассных проектов, таких как «Восток Ойл», может обеспечить долгосрочные потребности мира в доступных энергоресурсах и, безусловно, и есть этот спасительный ковчег», — говорил Сечин. По его словам, реализация проекта является ключевым фактором для балансировки мирового энергетического рынка, который уже сегодня начинает сталкиваться с острым дефицитом сырья.
В условиях сокращения инвестиций в развитие нефтегазового сектора, которое наблюдается в мире последние несколько лет, «Восток Ойл» является единственным проектом, способным оказать стабилизирующий эффект на рынки углеводородов.
По словам инвестиционного стратега УК «Арикапитал» Сергея Суверова, только за последние пять лет суммарные капитальные затраты крупнейших энергетических компаний в разведку и добычу сократились на 29%, а совокупные инвестиции в нефтегазовую отрасль за последнее десятилетие упали на 26%. При этом, по оценке банка J.P. Morgan, на фоне быстрого роста экономик развивающихся стран и их усилий по повышению уровня и качества жизни прирост мирового спроса на энергию на 20% опередит прирост ее предложения. Для ликвидации дефицита только по нефти к 2030 году миру необходимы дополнительные инвестиции в размере 400 млрд долларов.
«На фоне сокращения инвестиций этот уровень, скорее всего, не будет достигнут, и дефицит нефти может сохраниться надолго. Поэтому запуск такого масштабного проекта, как «Восток Ойл», способен оказать стабилизирующий эффект на рынки углеводородов в долгосрочной перспективе», — отметил Суверов.
«Тот факт, что «Роснефть» запускает крупнейший проект в энергетике на фоне возрастающего внешнеэкономического давления, свидетельствует о колоссальной устойчивости как самого проекта, так и компании в целом», — заявил, в свою очередь, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов.
Важным фактором инвестиционной привлекательности проекта является его уникальная устойчивая экономическая модель. «Роснефть» уже получила заключения ведущих международных экспертов, подтверждающие ресурсную базу, технологии разработки и экономику проекта. «Восток Ойл» высоко оценивается крупнейшими международными инвестиционными банками: J.P. Morgan — 114 млрд долларов, Raiffeisen — 90 млрд долларов, Citi — 86 млрд долларов, Goldman Sachs — 85 млрд долларов, Bank of America — 70 млрд долларов.
Масштабная инфраструктура
В периметр «Восток Ойла» входит целый комплекс нефтетранспортной, аэропортовой и энергетической инфраструктуры, включая крупнейший в стране терминал по перевалке нефти по Северному морскому пути мощностью 100 млн тонн в год, 7000 км трубопроводов, 3,5 ГВт новых мощностей, вертолетные площадки и т. д.
«Роснефть» уже приступила к строительству крупнейшего в России приемо-сдаточного пункта нефти и основного грузового причала для морских судов в порту «Бухта Север». Работы ведутся вблизи городского поселения Диксон на севере Красноярского края в рамках масштабного проекта компании «Восток Ойл». Инфраструктура порта включает три грузовых и два нефтеналивных причала общей протяженностью почти 1,3 км, крупнейший в России приемо-сдаточный пункт с 27 резервуарами объемом 30 тысяч кубометров каждый, а также технологические объекты и сооружения вспомогательной инфраструктуры.
Нефтеналивной терминал в порту «Бухта Север» является стратегически важным объектом, который обеспечит перевалку нефти с месторождений «Восток Ойла» по Северному морскому пути. Он станет крупнейшим в России нефтеналивным терминалом с парком для приема и хранения нефти (102 резервуара к 2030 году).
Нефть в порт «Бухта Север» будет доставляться по строящейся нефтепроводной системе с месторождений Пайяхского и Ванкорского кластеров. Общая протяженность магистральных нефтепроводов составит около 770 км. С использованием инфраструктуры первой очереди объем перевалки нефти через морской терминал порта «Бухта Север» планируется довести до 30 млн тонн в год с последующим поэтапным выходом на общий объем перевалки до 100 млн тонн в 2030 году.
Самый экологичный проект
Собственные трубопроводы и порт позволят сохранить товарные характеристики нефти «Восток Ойла». Нефть с проекта характеризуется уникальными премиальными качествами с крайне низким содержанием серы — от 0,01 до 0,04% и низкой плотностью. Для сравнения: у Brent — 0,45%, у WTI — 0,45%, у Urals — 1,5%, у ВСТО — 0,5%, у Siberian Light — 0,6%, у Eagle Ford (Техас) — 0,2%.
Низкие удельные затраты на добычу, а также минимальный углеродный след, уровень которого на 75% меньше, чем у других крупных проектов, делают «Восток Ойл» самым экологичным, «зеленым» добычным проектом по добыче углеводородов в современности.
«Для обеспечения максимального перехода на потребление «чистой» энергии с нулевым уровнем выброса парниковых газов проектом предусмотрено использование энергии ветра», — рассказал генеральный директор «Восток Ойла» Владимир Чернов.
О плановой мощности ветряных электростанций (ВЭС) пока говорить рано, окончательное решение будет принято после проведения исследования ветроэнергетического потенциала территории. «Но уже сегодня понятно, что максимальная мощность ВЭС может достигать 200 МВт. В качестве потенциальных партнеров рассматриваются ведущие компании КНР в области ветроэнергетики», — сказал Чернов. В ноябре 2021 года «Роснефть» сообщала, что подписала соглашения о сотрудничестве с несколькими китайскими компаниями на проведение исследования ветроэнергетического потенциала проекта.
Проект также будет обеспечивать от 9 до 12 газотурбинных электростанций мощностью от 300 МВт до 1 ГВт. «Мы рассматриваем строительство энергосистемы, в которой электростанции будут ставиться там, где в непосредственной близости есть ПНГ для них», — уточнил Владимир Чернов. Компания сообщала, что на электроснабжение «Восток Ойла» будет расходоваться 99% попутного нефтяного газа (ПНГ) — это один из самых высоких показателей полезного использования ПНГ в России.
Сейчас месторождения проекта потребляют около 400 МВт электроэнергии. Эти нужды покрывает пока только одна станция — Ванкорская, мощностью около 200 МВт. В декабре на проекте будет запущена вторая электростанция — Полярная, мощностью 150 МВт, зимой планируется начало строительства третьей — Иркинской, мощностью до 850 МВт. В целом на «Восток Ойле» будет построено порядка 3,5 ГВт новых мощностей и около 7000 км линий электропередачи. Важным моментом является то, что энергообъекты проекта «Восток Ойл» — пример успешного импортозамещения: свыше 99% оборудования и комплектующих — российского производства.
Полигон для новейших технологий
На сегодня полноценная добыча в рамках проекта «Восток Ойл» идет на Ванкорском кластере. Именно благодаря успешному освоению Ванкорского кластера и накопленному при работе здесь колоссальному опыту реализация проекта «Восток Ойл» идет намеченными планами даже в текущих непростых внешнеэкономических условиях.
Рустам Танкаев уверен, что Ванкорский кластер месторождений (Ванкорское, Лодочное, Тагульское и Сузунское месторождения) стал своеобразным полигоном для испытания новейших технологий «Роснефти», которые сегодня позволяют успешно реализовывать проект «Восток Ойл».
В реализации проекта «Восток Ойл» в общей сложности будет задействовано до 400 тысяч человек, а на этапе эксплуатации проект позволит создать свыше 100 тысяч рабочих мест. Работа не только на самих месторождениях, но и в близлежащих поселениях.
Всего для проекта «Восток Ойл» планируется построить 15 промысловых городков и два аэродрома. Все объекты будут обеспечены собственным энергоснабжением за счет использования ПНГ.
Доставка всех грузов на проект, в том числе для строительства объектов, осуществляется судами по Северному морскому пути и реке Енисей. Как сообщила «Роснефть», на объекты проекта двумя судами по Севморпути уже доставлена партия модулей для строительства вахтовых жилых комплексов. 545 современных модулей будут установлены в порту «Бухта Север», в аэропорту Норильска, а также в районе головной нефтеперекачивающей станции Пайяха.
В рамках летней навигационной кампании «Роснефть» приступила к доставке грузов на полуостров Таймыр по Северному морскому пути для строительства объектов «Восток Ойла». В общей сложности с учетом навигации по реке Енисей в порты Дудинка, «Бухта Север», производственные базы «Точино», «Караул», «Таналау» и на объекты Ванкорского кластера планируется завезти более 600 тысяч тонн грузов и стройматериалов.
По Северному морскому пути в летнюю навигацию планируется доставить около 200 тысяч тонн грузов — специализированную технику, трубную продукцию и все необходимое для строительства первоочередных объектов «Восток Ойла». Дополнительно для реализации проекта с красноярской группы складов в период летней навигации по реке Енисей планируется доставить еще 400 тысяч тонн грузов.
Как отмечают в «Роснефти», по мере роста темпов строительства «Восток Ойла» растет загрузка логистических артерий. По итогам навигации в июне перевозчики Енисейского бассейна задействовали 143 единицы флота, что почти на треть больше, чем в прошлом году.
«Восток Ойл» уже фактически вносит весомый вклад в экономику страны, — заявил доктор экономических наук Никита Кричевский. — Десятки и сотни промышленных предприятий в России получили заказы на поставку материалов, оборудования, выполнение работ на площадках проекта".