Главная Культура 00:06 29 Апреля 2016 9161
«Мне повезло вырасти в коммуналке...»

Алиса Гребенщикова – о «Бедных людях» и других персонажах, встретившихся в ее жизни

Ольга Абдуллаева

На ТНТ стартовал новый комедийный телесериал «Бедные люди» от создателей «Реальных пацанов». Актриса Алиса Гребенщикова, сыгравшая одну из главных ролей, рассказала «Труду», что, на ее взгляд, принципиально нового внес этот проект в жанр ситкома и как он переплелся с ее собственной биографией.

— Название фильма, наверное, неслучайно отсылает к роману Достоевского?

— Этот вопрос задают многие. Конечно, зритель должен вспомнить Федора Михайловича. Город, окутанный серой дымкой под пасмурным северным небом, точно так же давит на своих жителей, как 150 лет назад. Но так как сериал в первую очередь комедийный (хотя юмор — мрачноватый, жесткий, петербуржский), то и восприятие истории иное. Прямых сюжетных ассоциаций с романом «Бедные люди» нет.

— Питерские коммуналки уходят в историю. Как удалось воссоздать их атмосферу?

— Мне кажется, они будут всегда! До сих пор в городе их очень много, и я не вижу, чтобы они исчезали. И действительно, в них царит особая атмосфера. Съемочная группа провела кропотливую работу, и благодаря нашим художникам-постановщикам коммуналка в сериале выглядит живой и как будто дышит. В нашем проекте герои, живущие в коммуналке, кроме писателя Вени (актер Дмитрий Лысенков), приехали в Петербург из других городов. Я и сама встречала таких ребят, которые решили искать в Санкт-Петербурге интересную жизнь с приключениями. Те, кто хочет карьерного роста и славы, обычно выбирают Москву. А Петербург — город, который манит своей загадочностью и где можно прожить без денег. Хотя порой творческим людям приходится заниматься совсем не тем, чем они хотели бы. Вот, например, наша героиня Марина. По сценарию, до приезда в северную столицу она руководила детским ансамблем танцев. А оказавшись здесь, случайно стала танцевать в стриптиз-клубе. Добрая, душевная такая вышла стриптизерша.

— Вы ведь хорошо знаете обстановку коммуналок?

— Конечно, я же родилась и выросла в Ленинграде, в обычной коммунальной квартире, да и переехав в Москву, тоже не сразу иначе стала жить. Друзья моих родителей тоже жили в коммуналках. Как и мои одноклассники. Собственно, если брать в пропорции, то, наверное, только 15 процентов моих знакомых жили в отдельных квартирах. Часто случались смешные истории. Хотя для кого-то, наверное, совсем не смешные, просто я человек, который многие вещи воспринимает легко и с юмором. Например, однажды у меня украли холодильник. Натурально. Соседка сперва продала мне его, а потом, когда я была в больнице, пыталась забрать обратно. Я говорила: «Валентина, 175 рублей за него уплачено». А она в ответ: «Все, сделка забыта. Забираю его на дачу». Но я на тот момент уже знала, что через месяц уеду в Москву, и не стала воевать, простив Валентине эти 175 рублей и коварство.

Но сколько угодно бывало и примеров добрых отношений. Когда я еще училась в школе, у нас не было видеомагнитофона, а у соседа по квартире Саши был. И мы ходили к нему смотреть видеоклипы, мультфильмы и прочее, что он привозил из Америки.

И мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения с семьей соседей. Их сын Денис, выросший буквально у меня на руках, теперь, конечно, взрослый уже молодой человек, тоже смотрит «Бедные люди» и делится со мной впечатлениями.

— Возвращаясь к сериалу — легко ли было работать с партнерами по съемочной площадке, постановщиками?

— Мыслить в работе категориями «легко — нелегко» мне и в голову не приходит. Могу сказать, что было интересно и увлекательно. Мы, исполнители, довольно быстро нашли общий язык друг с другом. Конечно, радостно было работать с выпускниками петербуржской театральной школы, мы на одном языке говорим. Вот, например уже упомянутый мной Дмитрий Лысенко, играющий роль писателя, который мечтает выпустить собственный роман. Дима — талантливый актер, лауреат театральных премий. Его манера существования и игры перед камерой сильно отличается от того, к чему привыкли сериальные зрители. Согласитесь, что герой, читающий Пушкина в кадре, — настоящая находка для режиссера. Тем более, если актер делает это органично и на высоком профессиональном уровне.

— Чем вас подкупил ваш персонаж в «Бедных людях»?

— Меня привлекла не столько моя конкретно роль, сколько весь сценарий. Признаюсь — давно я так не смеялась! С нетерпением ждала новых серий, с удовольствием работала на съемочной площадке. Настоящим открытием для меня стала Ольга Бузова. Так часто бывает: медиаобраз не соответствует реальным качествам человека. Многие считают Олю беззаботным персонажем, над которым не довлеют никакие трудности. Это совершенно не так. Оля — трудяга, что не мешает ей оставаться очень легким в общении человеком.

— Принято считать, что современные комедии уступают по качеству классическим образцам жанра.

— Мне сложно рассуждать на эту тему, я не успеваю смотреть телевизор, не очень понимаю, что сейчас происходит в индустрии. Что-то получается посмотреть в интернете, и мне нравятся юмористические сериалы производства канала ТНТ. Естественно, что они кардинально отличаются от классических образцов комедийного жанра, но они здорово придуманы и сняты. Например, «Реальные пацаны» трогательные и смешные.

— Вы сказали о разнице между Москвой и Петербургом, которую ощутил и ваш 7-летний сын Алеша. А ему Питер нравится?

— Алеше скорее нравится тот образ жизни, который мы здесь ведем. Я не должна ходить на работу. Мы много гуляем, и просто бродим по улицам, и в музеи ходим, завтракаем в красивых кафе, у нас тут много знакомых детей, и мы с удовольствием и без спешки наслаждаемся просто жизнью. Ну, и у моего папы есть кошка, и у брата тоже. А для Алексея сходить в гости к кошкам — отдельная радость.

— Столь занятой маме, как вы, наверное, нелегко выделить время на семью?

— Сама постановка вопроса уже звучит странно. Что значит «выделить время на семью»? Семья для меня не проект, мне скорее, наоборот, нужно грамотно распределять себя между своими многочисленными работами так, чтобы это не мешало основной части жизни. Моей человеческой жизни, не актерской. Когда это возможно, показываю сыну нашу театрально-киношную кухню. Алёша часто ездит со мной по разным делам, бывает на репетициях. У него хорошая светлая голова. Он очень занят в школе, увлекается карате. Светские мероприятия не посещает. Ему, как мальчику, это совершенно неинтересно. Возможно, с девочкой было бы иначе.

— А как вам пришлось с вашей экранной «дочкой» в ситкоме?

— Никаких проблем в общении. Правда, у нас с ней не так много эпизодов, Несмотря на юный возраст, у нашей маленькой актрисы неплохой багаж ролей. И в крепкой команде сериала она все схватывала налету и работала почти наравне с взрослыми актерами.

— Ранее вовлечение детей в шоу-бизнес не опасно?

— Это точно не наша дорога, а про других я говорить не могу. Однажды Алеша в компании других актерских детей принял участие в съемках пилотной серии одного сериала, но это была исключительно разовая акция, в свободное от учебы время и для расширения кругозора. Собственно, я почти не сталкиваюсь с детьми, которые участвуют в шоу-проектах. Исключение — Саша Филин, прекрасно поющий в передаче «Голос. Дети». Старший брат лучшего друга Алёши, его школьный товарищ. У Саши сильный голос, он очень артистичный, и здорово, что у него есть возможность громко заявить о себе.

— На канале «Мать и дитя» у вас была передача «Город для детей». Не хотели бы и дальше нести свой материнский опыт юным зрителям и их родителям?

— Это был интересный образовательный, просветительский проект, развивавшийся на протяжении трех сезонов. А по сути — видео-фрагменты нашей с Алешей обычной жизни, в которой мы много путешествуем, гуляем по интересным местам. С трех лет беру его в театры, музеи. В этой программе мне хотелось на своем примере показать, что даже занятой человек может и должен так рассчитывать время, чтобы его хватало на семью.

У меня и весь инстаграм про это. Вот вчера мы с Алексеем гуляли по Тверской. Я в жизни никогда так не вглядывалась в детали улицы, как мы это делали вместе, рассматривая дома, узоры, барельефы. Если будут силы на самостоятельную реализацию похожего познавательного проекта, возможно, займусь этим. Но пока мое профессиональное внимание больше привлекает литература. Вот уже несколько лет я много работаю на стыке театра и поэзии. С удовольствием участвую в проектах Google, которые связаны с книгами. Помните — когда онлайн читались «Анна Каренина», «Война и мир», письма времен Великой Отечественной. Рада, что участвовала во всех трех проектах. Чтение эпопеи Толстого в доме Льва Николаевича в Ясной поляне, в той самой комнате, где это писалось, в компании с Женей Дмитриевой и Машей Голубкиной — незабываемый опыт, за который я благодарна Фекле Толстой, курировавшей этот проект.

— Когда-то вы с удовольствием участвовали в совсем других шоу — «Ледниковый период», «Танцы со звездами». Согласились бы поучаствовать, например, в таком проекте, как «Без страховки»?

— Скорее всего, отказалась бы. Всему своё время. «Ледниковый период» был для меня счастливейшим временем, доставил много радости. Прошло уже столько лет, но до сих пор ко мне подходят люди на улице и говорят: «Как замечательно вы катались!». Соседи по подъезду признавались: «Мы за вас болели в «Танцах...», как жалко, что вы так рано выбыли». Но именно на «Танцах со звездами» я поняла, что мне трудно существовать в этом формате, хотя я очень, очень люблю танцевать и делаю это с огромным удовольствием. Однако сейчас мне больше хочется придумывать собственные проекты, а не быть просто исполнителем.

— Несколько лет назад вы, помнится, увлекались чтением современной женской поэзии — Веры Полозковой, Али Кудряшовой, Ани Русс...

— Эта поэзия по-прежнему со мной, но в мире очень много интересного, а жизнь коротка — хочется успеть прочитать вслух все, что я люблю. Например, стихи Серебряного века, 1960-х годов... Я хотела получить второе высшее образование на филфаке. Пока не сложилось, поэтому восполняю пробел самообразованием. Недавно в Третьяковской галерее на Крымском Валу стартовал мой авторский цикл театрализованных программ «Амазонки поэзии», где я рассказываю о нашей гордости, женщинах-поэтах, живших в России в ХХ веке. Рада, что, наблюдая за мной, этот прекрасный пласт русской поэзии осваивает и мой сын.

— Насколько актуально творчество «амазонок поэзии» в настоящее время?

— Те вещи, которые писала Зинаида Гиппиус в 1905 году, во время народных волнений 1917-го и в 1940-е, ничуть не утратили остроты и сейчас. История циклически повторяется. А про любовь интересно читать всегда.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6174
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4766
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....