Главная Культура 00:07 29 Января 2016 2288
Некоторые полюбят погорячее

Не билетом единым жив театр, но Минкульту до этого нет дела

Виктория Пешкова

Министерство культуры разработало новую систему формирования госзадания для театров: сумма, выделенная театру государством, будет зависеть от количества проданных билетов. Страстное желание чиновников от искусства поверить алгеброй гармонию приведет к тому, что ничего кроме «Куни и Ко» мы на отечественной сцене не увидим.

Для российского театрального сообщества нынешняя зима — воистину зима тревоги. Пока одни собирают подписи в защиту существующего формата «Золотой маски», другие составляются планы решительного переформатирования главной театральной премии страны. Параллельно кипят нешуточные страсти вокруг перспектив введения цензуры со стороны государства. Тем временем в столице театральные кассы то решают сносить, как уродующие лицо города, то признают вносящими большой вклад в окультуривание москвичей и гостей Первопрестольной. Надо сказать, что в этом вопросе московская мэрия спохватилась вовремя, ведь главный катаклизм, уготованный чиновниками от культуры всем российским театрам, как раз Его величество билет и будет иметь в своем эпицентре.

Универсальный критерий, с помощью которого можно было бы удостовериться — хороший это театр или так себе, наконец, найден — это маленький прямоугольничек белой бумаги с черными буковками, выползающий из принтера театральной кассирши. И судьба каждого конкретного театра будет зависеть от того, сколько таких прямоугольничков он продал и за какую цену.

Ныне действующий принцип оценки эффективности театров — по количеству новых постановок и числу показов каждого из стоящих в репертуаре спектаклей — министерских культуртрегеров не устраивает. Замминистра культуры Александр Журавский выразился весьма недвусмысленно:

— Театр не должен быть пуст, он должен быть полон. Сейчас совершенно непонятно, почему постановка в одном театре, которая по всем техническим характеристикам совпадает со спектаклем в другом театре, в разы отличается по посещаемости. Такие вещи должны быть проанализированы и приведены к единому знаменателю.

Остается только пожалеть г-на замминистра, которому непонятна совершенно очевидная вещь: одними лишь техническими характеристиками театральный спектакль не оценивается. Есть еще такая странная вещь, как талант. «Совокупный» — да простят мне такую унификацию те, о ком идет речь — талант огромного числа людей — художников по свету и композиторов, сценографов и звукорежиссеров, бутафоров, мебельщиков и даже, представьте, монтировщиков. Не говоря уже о режиссерах, драматургах и актерах. Но талант — штука неуловимая, точными параметрами не обладающая, к министерским финансовым отчетам его не пристегнешь:

— К сегодняшней системе финансирования есть ряд вопросов, потому что у разных учреждений, вполне сравнимых по площади, размеру сцены и количеству зрительских мест, разный бюджет, — негодует г-н Журавский.

То ли дело билетная выручка. С ней все просто и ясно: продал много билетов — молодец, продал мало — «отключим газ», в смысле урежем финансирование.

«Побилетную систему» собираются протестировать уже в этом году: с лета Минкульт начнет подключать театры к единой автоматизированной системе продажи билетов. Отладить ее планируют примерно за год, так что в 2017 от зоркого министерского ока ни один «отстающий» театр уже не укроется. Подобная система — так называемый «единый кинобилет» — с 2009 года функционирует для кинопроката. Разница в том, что кинотеатры сами фильмы не снимают и проблемы выполнения и перевыполнения финансового плана они легко решают за счет американских блокбастеров.

Судя по всему, радетелям отечественной культуры очень хочется, чтобы во имя рентабельности и прибыльности и театры взяли на вооружение подобную тактику, благо и в этой сфере «блокбастеры» имеются. И за примерами далеко ходить не нужно. «Номер 13» по пьесе Рэя Куни шел на сцене МХТ 10 лет на аншлагах и был возобновлен после недолгого перерыва с новым составом, поскольку «звезды» первого созыва (главную роль играл, напомним, Евгений Миронов) от него изрядно подустали. И снова аншлаги и деньги в кассу рекой. «Слишком женатый таксист» того же Куни, «Играем в дружную семью» Марка Камолетти, «Идеальное убийство» Робера Тома и еще два-три десятка пьес менее раскрученных, но достаточно смешных и непритязательных, чтобы «сделать кассу» хотя бы на пару сезонов среднестатистическому провинциальному театру. Собрать состав на комедию положений, согласитесь, не в пример проще, чем на «Будденброков» или «Обыкновенную историю».

Надо отдать должное прозорливости культур-чиновников. На дворе у нас кризис, даже если пик его мы прошли, как нас в этом пытаются уверить заинтересованные лица, то до благоденствия нам все равно еще топать и топать. К тому же государство взяло курс на повышение культуры и возвышение духовности нации, значит одним лишь росчерком пера (как это втихую делалось в былые времена) бюджетные расходы на сеяние разумного, доброго, вечного не сократишь. Единственный выход — переложить какую-то их часть на самих сеющих, сократив при этом количество сеятелей по уважительной причине — нерентабельности.

Лобовым повышением цены на билеты проблему не решить — народ, прежде чем начать экономить на еде, сократил расходы на увеселения: посещаемость театров, пусть и не катастрофически, но падает (по некоторым данным на полпроцента ежемесячно). Зато чем суровей борьба за жизнь, тем охотней человек пойдет на спектакль-развлечение, позволяющий хотя бы ненадолго позабыть о проблемах, отвлечься от невеселых мыслей. При таком раскладе даже Шекспира с Мольером и Островским будет сложно сохранить в репертуаре. А о Горьком, Пушкине и Чехове, вкупе со всякими Стриндбергами да Ибсенами вообще придется забыть, как о страшном сне. Если только не уложить Татьяну в постель к Онегину, а трех сестер не запереть в гарем Гамлета.

Однако даже превращение театра в стопроцентно бульварный не гарантирует его безусловной прибыльности! И дело не только в творческом потенциале его коллектива. Господа чиновники в своих расчетах не учли такого вполне конкретного параметра как... географическое положение! На того же Рея Куни зритель пойдет скорее в раскрученный театр в центре города, чем в маленький театрик на окраине. Так что при любом репертуаре посещаемость Ленкома, «Современника» или Вахтанговского будет на несколько порядков выше, чем «Театра на Перовской», «Сопричастности» или «МЕЛа». И в провинции ситуация будет аналогичной (разумеется, если в городе театров больше, чем один) — молодежный экспериментальный театрик с никому не известными юными дарованиями не выиграет эту билетную гонку у областного академического, в труппе которого собраны все местные «звезды».

А загнанных лошадей пристреливают, не так ли? Средства, сэкономленные за счет «отстающих по посещаемости» театров, планируется распределять между учреждениями, перевыполнившими «план по зрителям». Что станет с самими зрителями, с их умами и душами, вершителей судеб отечественной культуры, по всей видимости, нисколько не волнует. Не продается вдохновение, говорите? Так и не надо! Вы, главное, билетов побольше продайте...

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9464
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?