Главная Культура 00:07 29 Января 2016 2389
Некоторые полюбят погорячее

Не билетом единым жив театр, но Минкульту до этого нет дела

Виктория Пешкова

Министерство культуры разработало новую систему формирования госзадания для театров: сумма, выделенная театру государством, будет зависеть от количества проданных билетов. Страстное желание чиновников от искусства поверить алгеброй гармонию приведет к тому, что ничего кроме «Куни и Ко» мы на отечественной сцене не увидим.

Для российского театрального сообщества нынешняя зима — воистину зима тревоги. Пока одни собирают подписи в защиту существующего формата «Золотой маски», другие составляются планы решительного переформатирования главной театральной премии страны. Параллельно кипят нешуточные страсти вокруг перспектив введения цензуры со стороны государства. Тем временем в столице театральные кассы то решают сносить, как уродующие лицо города, то признают вносящими большой вклад в окультуривание москвичей и гостей Первопрестольной. Надо сказать, что в этом вопросе московская мэрия спохватилась вовремя, ведь главный катаклизм, уготованный чиновниками от культуры всем российским театрам, как раз Его величество билет и будет иметь в своем эпицентре.

Универсальный критерий, с помощью которого можно было бы удостовериться — хороший это театр или так себе, наконец, найден — это маленький прямоугольничек белой бумаги с черными буковками, выползающий из принтера театральной кассирши. И судьба каждого конкретного театра будет зависеть от того, сколько таких прямоугольничков он продал и за какую цену.

Ныне действующий принцип оценки эффективности театров — по количеству новых постановок и числу показов каждого из стоящих в репертуаре спектаклей — министерских культуртрегеров не устраивает. Замминистра культуры Александр Журавский выразился весьма недвусмысленно:

— Театр не должен быть пуст, он должен быть полон. Сейчас совершенно непонятно, почему постановка в одном театре, которая по всем техническим характеристикам совпадает со спектаклем в другом театре, в разы отличается по посещаемости. Такие вещи должны быть проанализированы и приведены к единому знаменателю.

Остается только пожалеть г-на замминистра, которому непонятна совершенно очевидная вещь: одними лишь техническими характеристиками театральный спектакль не оценивается. Есть еще такая странная вещь, как талант. «Совокупный» — да простят мне такую унификацию те, о ком идет речь — талант огромного числа людей — художников по свету и композиторов, сценографов и звукорежиссеров, бутафоров, мебельщиков и даже, представьте, монтировщиков. Не говоря уже о режиссерах, драматургах и актерах. Но талант — штука неуловимая, точными параметрами не обладающая, к министерским финансовым отчетам его не пристегнешь:

— К сегодняшней системе финансирования есть ряд вопросов, потому что у разных учреждений, вполне сравнимых по площади, размеру сцены и количеству зрительских мест, разный бюджет, — негодует г-н Журавский.

То ли дело билетная выручка. С ней все просто и ясно: продал много билетов — молодец, продал мало — «отключим газ», в смысле урежем финансирование.

«Побилетную систему» собираются протестировать уже в этом году: с лета Минкульт начнет подключать театры к единой автоматизированной системе продажи билетов. Отладить ее планируют примерно за год, так что в 2017 от зоркого министерского ока ни один «отстающий» театр уже не укроется. Подобная система — так называемый «единый кинобилет» — с 2009 года функционирует для кинопроката. Разница в том, что кинотеатры сами фильмы не снимают и проблемы выполнения и перевыполнения финансового плана они легко решают за счет американских блокбастеров.

Судя по всему, радетелям отечественной культуры очень хочется, чтобы во имя рентабельности и прибыльности и театры взяли на вооружение подобную тактику, благо и в этой сфере «блокбастеры» имеются. И за примерами далеко ходить не нужно. «Номер 13» по пьесе Рэя Куни шел на сцене МХТ 10 лет на аншлагах и был возобновлен после недолгого перерыва с новым составом, поскольку «звезды» первого созыва (главную роль играл, напомним, Евгений Миронов) от него изрядно подустали. И снова аншлаги и деньги в кассу рекой. «Слишком женатый таксист» того же Куни, «Играем в дружную семью» Марка Камолетти, «Идеальное убийство» Робера Тома и еще два-три десятка пьес менее раскрученных, но достаточно смешных и непритязательных, чтобы «сделать кассу» хотя бы на пару сезонов среднестатистическому провинциальному театру. Собрать состав на комедию положений, согласитесь, не в пример проще, чем на «Будденброков» или «Обыкновенную историю».

Надо отдать должное прозорливости культур-чиновников. На дворе у нас кризис, даже если пик его мы прошли, как нас в этом пытаются уверить заинтересованные лица, то до благоденствия нам все равно еще топать и топать. К тому же государство взяло курс на повышение культуры и возвышение духовности нации, значит одним лишь росчерком пера (как это втихую делалось в былые времена) бюджетные расходы на сеяние разумного, доброго, вечного не сократишь. Единственный выход — переложить какую-то их часть на самих сеющих, сократив при этом количество сеятелей по уважительной причине — нерентабельности.

Лобовым повышением цены на билеты проблему не решить — народ, прежде чем начать экономить на еде, сократил расходы на увеселения: посещаемость театров, пусть и не катастрофически, но падает (по некоторым данным на полпроцента ежемесячно). Зато чем суровей борьба за жизнь, тем охотней человек пойдет на спектакль-развлечение, позволяющий хотя бы ненадолго позабыть о проблемах, отвлечься от невеселых мыслей. При таком раскладе даже Шекспира с Мольером и Островским будет сложно сохранить в репертуаре. А о Горьком, Пушкине и Чехове, вкупе со всякими Стриндбергами да Ибсенами вообще придется забыть, как о страшном сне. Если только не уложить Татьяну в постель к Онегину, а трех сестер не запереть в гарем Гамлета.

Однако даже превращение театра в стопроцентно бульварный не гарантирует его безусловной прибыльности! И дело не только в творческом потенциале его коллектива. Господа чиновники в своих расчетах не учли такого вполне конкретного параметра как... географическое положение! На того же Рея Куни зритель пойдет скорее в раскрученный театр в центре города, чем в маленький театрик на окраине. Так что при любом репертуаре посещаемость Ленкома, «Современника» или Вахтанговского будет на несколько порядков выше, чем «Театра на Перовской», «Сопричастности» или «МЕЛа». И в провинции ситуация будет аналогичной (разумеется, если в городе театров больше, чем один) — молодежный экспериментальный театрик с никому не известными юными дарованиями не выиграет эту билетную гонку у областного академического, в труппе которого собраны все местные «звезды».

А загнанных лошадей пристреливают, не так ли? Средства, сэкономленные за счет «отстающих по посещаемости» театров, планируется распределять между учреждениями, перевыполнившими «план по зрителям». Что станет с самими зрителями, с их умами и душами, вершителей судеб отечественной культуры, по всей видимости, нисколько не волнует. Не продается вдохновение, говорите? Так и не надо! Вы, главное, билетов побольше продайте...

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6064
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4593
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....