Несколько лет изучавшие этот вопрос на деньги Евросоюза правоохранители и правозащитники, ученые и оперативные работники подсчитали масштабы милицейского насилия над украинцами. Картина оказалась шокирующей.
Насилию со стороны милиции подвергаются 65 процентов задержанных, попадающих в следственный изолятор. 36 процентов составляет вероятность применения незаконных методов в отношении граждан при доставке в отделение милиции. Задержание и обыск на улице работниками патрульно-постовой службы дает украинцам 31 процент вероятности избиения или другого проявления насилия, то есть милицейская расправа угрожает каждому третьему! И даже вызов в отделение в качестве свидетеля заканчивается пытками в восьми случаях из ста.
Только за последний год при задержании и доставке в милицию жертвами жестокого обращения и истязаний стали 486 тысяч человек. Увечья и тяжкие телесные повреждения вплоть до инвалидности получили в родной милиции, которая "нас бережет", 56 тысяч человек. Около 94 тысяч человек испытали на себе пытки, 56 тысяч - избиения и унижения сокамерниками по указанию работников милиции. Еще 262 тысячи украинцев подверглись незаконному психическому насилию и шантажу, около полумиллиона респондентов признались в запугивании и угрозах со стороны милиции, в том числе - и в отношении своих близких.
Предпринимателей часто принуждают к взятке или доводят до инфаркта тем, что подолгу содержат в изоляторах, не вызывая на допросы. Люди ломаются, попадая в "яму неизвестности". Широко применяются, по данным исследования, даже методы психического воздействия, например, записанный на пленку и сутками транслируемый в камере женский плач или визг электропилы.
Один из опрошенных, которого подозревали в убийстве, рассказал, что его пытали, подвешивая на трубу и надевая на голову полиэтиленовый пакет. Не добившись признаний, оперы-мучители пригласили в кабинет его беременную жену и стали обсуждать между собой, выдержит ли она те же пытки, что и муж. Мужчина тут же дал признательные показания, хотя потом было установлено, что он себя оговорил и на самом деле невиновен.
У многих оперативных работников, утверждают авторы исследования, в столах лежит финалгон. Секрета из его назначения оперы не делают, называя безобидное противоревматическое средство "эликсиром правды". После его применения от невыносимого жжения в паху люди сознаются даже в том, чего не делали. И это не единственный пример того, как фармакология помогает "выбивать" показания "без шума и пыли", не оставляя следов на теле человека, с которым "поработали".
Главная аргументация насилия, считают опрошенные, - материальная заинтересованность милиции (около половины всех случаев), и только на втором месте - стремление расследовать преступление. Вызывающие отторжение у нормального человека словечки из милицейского сленга - "прессовать", "поработать" - говорят о том, что в милиции к насилию относятся как к рабочему процессу.
Как с этим произволом борются? Да практически никак. За этот год в отношении ментов-насильников по всей Украине заведено лишь 17 уголовных дел.