В День знаний в значительном ряду регионов страны будет запрещена розничная продажа алкоголя. Чтоб вы понимали: такие же ограничительные меры вводятся, скажем, на День ВДВ, но в значительно меньшем количестве областей и городов. Десантников, конечно, много, но все же не так, как школьников и студентов, да и сфера их буйных празднеств ограничена территориями, прилегающими к фонтанам.
Можно только восхититься, какой мощной разрушительной силой представляются чиновникам орды юношей и девушек, которые после первого же урока или первой пары немедленно ринутся бухать и бузить!
Да, «племя младое, незнакомое» — страшная сила. В Рязанской области, к примеру, запрет на продажу спиртного действует не только 1 сентября, но и 17 ноября в Международный день студентов, 25 января в День российского студенчества, 27 июня в День молодежи и даже 1 июня в День защиты детей. Впрочем, мало ли что где запрещают?! Вот в Новом Уренгое реализация горячительных напитков не разрешена практически во все красные дни календаря, включая 1 и 9 Мая, а также на Праздник народов Севера, День работников нефтяной и газовой промышленности, а также в День района Коротчаево и День района Лимбяяха. Ох, не хочется мне оказаться в Лимбяяхе в ее день:
Но это так, к слову. Речь сейчас о Дне знаний. С каким настроением встретят его педагоги? Какие чувства испытывают они, в очередной раз приступая к посевной разумного, доброго, вечного? За день до своей отставки министр Ливанов на встрече с участниками конкурса «Учитель года России» посетовал, что восстановление престижа этой профессии займет не одно десятилетие. И эти слова не могут не наводить на размышления.
А правда, можно ли восстановить престиж профессии быстро? Да легко: сделать заоблачными зарплаты и возможности ее представителей. Как у чиновников, которыми все теперь хотят быть. Это первое, что приходит в голову. И такой процесс в сфере образования пошел было. С высоких трибун зазвучали уверения в том, что школьные педагоги теперь получают много-премного. Но потом что-то застопорилось, а недавно большую жирную точку поставил лично премьер, посоветовавший учителям, которым не хватает денег, уходить в бизнес.
Но разве только в деньгах дело? Разве не могут менять отношение к профессии фильмы и сериалы? Конечно, могут. Сколько родителей отвели в хоккейные секции своих ноющих отпрысков после «Легенды № 17»!
Но вот про педагогов ничего духоподъемного и служащего образцом для подражания мы давно не видели. А полгода назад Ассоциация молодых учителей России даже обратилась в Союз кинематографистов и на телеканал ТНТ с письмом, содержащим просьбу перестать очернять образ учителя и школы. В частности, в этом послании упоминался небезызвестный сериал «Физрук», герой которого устраивается в школу с купленным дипломом «Учитель года». О каком тут престиже может идти речь?!
В связи с письмом возникла легкая перепалка. Один из руководителей Ассоциации упрекнул создателей фильма «Географ глобус пропил» в том, что их герой получает восемь тысяч рублей в месяц, тогда как средняя зарплата российского учителя составляет 20 тысяч, что для провинции не так уж и плохо. Режиссер картины Велединский парировал: съемки проводились в 2013 году в Перми, и там оклад был именно такой, как у персонажа Хабенского.
А «физрук» Дмитрий Нагиев высказался в том духе, что дискредитировать учителей никто не может больше, чем сами учителя. А перед ним во время съемочного процесса стояла задача не дискредитировать актерскую профессию, что он и постарался делать.
Ну хорошо, педагоги в сериалах не такие, атмосфера в учебных заведениях не та. А ученики?
В свое время герои фильма про старшеклассников «А если это любовь?», сыгранные Жанной Прохоренко и Игорем Пушкаревым, вызвали ожесточенную дискуссию в советской прессе. Одни утверждали, что любовь — удел взрослых, а школьникам позволительна лишь невинная влюбленность. А проследить за тем, чтобы дозволенная грань не переходилась, должны родители и школа. Оппоненты возражали: чувства принадлежат тем, кто их испытывает, и никто не вправе в них вмешиваться. При этом бурно обсуждалась любовная сцена, которая была снята так, что только воображение могло подсказать зрителю, что там, собственно, происходит.
Посмотрите любой сегодняшний молодежный сериал. Любая их юная героиня даст фору героиням «Секса в большом городе». Вот, к примеру, недавние школьницы Шура, Юля и Аня из вполне приличного проекта «Кризис нежного возраста». Если составить список слов, употребляемых ими, то, несомненно, в самом начале окажется слово «трахаться» и другие цензурные определения полового акта. При этом прочие аспекты их жизни уходят далеко на задний план. Так, в первой серии мы узнаем, что Шура влюблена в своего сорокалетнего препода, и что она учится на ветеринара. Но особого значения ее будущая профессия не имеет, поскольку в сюжете не играет никакой роли. День знаний (точнее — познаний) для этих девушек длится непрерывно, и в основном в одной сфере. Все остальное — для создания прикольного фона.
Словом, вся надежда на нового министра образования Ольгу Васильеву, вроде как собравшуюся заняться воспитанием гражданского самосознания школьников. Даже интересно, что выйдет...