Совет НАТО — Украина на уровне послов созван по требованию Киева с целью обсудить пути возобновления Черноморской инициативы без участия России, которая из нее вышла. Зеленский потребовал от НАТО гарантировать безопасность проводки судов из украинских портов. Это означает попытку втянуть альянс в прямое противостояние с ВМФ России в акватории Черного моря.
Такое решение неминуемо привело бы к боестолкновению и эскалации конфликта между ядерными державами. Генсек Столтенберг привычно осудил Москву: «Россия пытается использовать продовольствие как оружие». И от лица союзников уже пообещал Зеленскому поддержку. Но какую именно?
Вернемся к деталям. Зерновая сделка состоит из двух соглашений, подписанных Россией и Украиной по отдельности с Турцией и ООН год назад. В рамках инициативы миллионы тонн зерна из украинских портов вывозились на мировой рынок. А вот эмбарго на российские поставки так и не было снято. По настоянию Турции и ООН сделку дважды продлевали под обещания генсека решить проблемы с российским экспортом. На перевалке дешевого зерна заработали крупные импортеры, Турция и Киев. Одновременно украинское зерно по суше ввозилось в Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, правда, после массовых протестов разоряющихся фермеров эти страны объявили эмбарго Украине.
С 18 июля Россия остановила свое участие, не продлив сделку, то есть сняв гарантии с безопасного прохода судов из Одессы и Николаева по морскому коридору в Турцию. Кремль не раз предупреждал, что Запад не выполняет своих обязательств и что украинское зерно идет на европейский рынок, а вовсе не к бедным странам третьего мира. Вот и теперь Москва заявила, что готова вернуться в сделку, если будут выполнены ее изначальные условия (освобождение экспорта зерна и удобрений от санкций, страхование сухогрузов, восстановление аммиакопровода, подключение к SWIFT российских сельхозбанков). А так, под нечестное слово «партнеров», продлевать его нам нет смысла.
Генсек ООН Антониу Гутерриш призвал Россию срочно вернуться к зерновой сделке под «новые идеи», предложив подключить к SWIFT будущую «дочку» Россельхозбанка. То есть опять кормят завтраками. Пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер строго потребовала от России вернуться к соглашению, добавив простой аргумент: «Мы хотим видеть это». Доводы Москвы в США отвергают: мол, экспорт российского зерна и так вырос, чего же вам еще?
Для полноты картины нужно учесть, что 22 июля ФСБ обнаружила следы взрывчатки на борту сухогруза, следовавшего из Турции в Ростов-на-Дону за зерном. Установлено, что в мае судно находилось в украинском порту Килия, загружая кукурузу. А в июле в турецком порту Тузла была проведена ротация судовой команды и зачем-то изменено название сухогруза. Эти и другие факты подтверждают: зерновой коридор использовался Киевом для доставки военных грузов, о чем Россия предупреждала партнеров. Но Запад к таким аргументам глух. Собственно, ракетный удар по военным складам в Одессе и поставил точку в турецкой сделке.
Остается прорываться с боем? Джеймс Ставридис, адмирал ВМС США и бывший главком НАТО в Европе, предложил идею использовать конвои НАТО для экспорта украинского зерна по морю. Старый вояка вспомнил, как 30 лет назад Америка «изменила флаг» танкеров Кувейта, поставив их под регистрацию США, и разблокировала доставку нефти через Ормузский пролив. Но тогда это был Иран с легкими катерами, а не Черноморский флот с «Ониксами». Да и воевать с ядерной державой за хлеб то ли для Африки, то ли еще для кого Байден не собирается.
Выход России из сделки и невозможность использовать морской коридор для экспорта зерна вынудит Украину экспортировать его железнодорожным, автомобильным и речным транспортом, пишет Bloomberg, а это сократит ежемесячный объем экспорта с 7-8 млн тонн вдвое. Альтернативный морю маршрут — через украинские порты на Дунае, по которому проходит граница Украины с Румынией, потом через румынские гавани сухогрузы уходят в море. Но из-за засухи уровень воды в Дунае упал на 40%, а крупные суда и так там не ходят.
Евросоюз начал обсуждение с Киевом укрепление альтернативных Черному морю путей вывоза зерна, сообщил в Брюсселе представитель Еврокомиссии. Дискуссии крутятся вокруг северного пути через порты Прибалтики. России балтийский вариант скорее безразличен: финансового смысла везти зерно в Польшу по «железке», а потом через Клайпеду и Ригу в Африку немного, зато доставка военных грузов по Черному морю к линии фронта заблокирована.
Проблема доставки продовольствия с Украины и из России на мировой рынок, согласно аналитикам Bloomberg, серьезно усугубляется тем, что рекордные температуры опустошают фермы от США до Китая, а сбор урожая, производство фруктов и молочки находится под угрозой. В Европе из-за засухи производство зерна в Италии, Португалии и Испании упадет в этом году на 60%, а это худший урожай в ЕС за последние 15 лет. Главный экспортер риса Индия ограничила экспорт основного продукта питания половины планеты из-за скачка внутренних цен. Bloomberg радуется, что в Бразилии рекордные урожаи кукурузы и сои, а в России — зерна. Но последнее отрезано от большой части рынка санкциями Запада. Москва ждет выполнения обещаний. А пока закрывает морской маршрут ударами с неба.