В минувшую среду, 26 июля, облака над Санкт-Петербургом не разгоняли, и город провел без солнца торжественный день открытия саммита «Россия — Африка», на который приглашались главы всех 54 государств Черного континента. Однако большинство лидеров не приехали (как выяснилось, к счастью петербуржцев). Делегаций на высшем уровне было 17, плюс к этому еще 10 возглавляли премьер-министры. Хотя 7-миллионному городу на Неве хватило и этого, чтобы жизнь в нем пошла шиворот-навыворот.
Первым встал Невский проспект, движение по которому полиция закрыла от Литейного до Адмиралтейства, пропуская только общественный транспорт. Питерский центр мгновенно ощетинился пробками — на Дворцовом мосту, Садовой улице, далее везде. И это несмотря на то что правительство мегаполиса заранее рекомендовало работодателям перевести своих служащих на дистанционный режим с «дооткрытия» до «послезакрытия» форума.
Городским чиновникам и большинству бюджетников такое распоряжение выдали в приказном порядке губернаторским постановлением о мерах по подготовке саммита «Россия — Африка» и одно-именного «экономического гуманитарного форума». Документ напоминал воззвание к «неограниченному кругу лиц», наподобие тех, что выпускались во время пандемии. Его смысл: питерцам настоятельно рекомендовалось всю неделю сидеть по домам и избегать встреч с неожиданными кортежами — с мигалками и без оных. Газета «Фонтанка» ехидно заметила, что даже во время недавнего куда более представительного ПМЭФ ничего подобного не происходило.
Впрочем, кое-что прояснилось, когда журналисты сумели получить комментарий чиновника, знакомого с механизмом принятия постановления в Смольном. «Дело не в пафосе, а в количестве охраняемых лиц, — объяснил собеседник «Фонтанки». — На ПМЭФ было, по сути, двое глав государств (имелись в виду Владимир Путин и президент Алжира Абдельмаджид Теббун), а на форуме «Россия — Африка» их несравнимо больше. Передвижение каждого главы государства по протоколу подразумевает перекрытие улицы. Так что предложение петербуржцам уйти на удаленку — это вовсе не блажь. Вообще была идея объявить нерабочие дни, и это тоже не было бы избыточным».
По словам чиновника, главная проблема подобных мероприятий не в официально запланированных перемещениях кортежей с высокими гостями на мероприятия форума и саммита. Они заранее известны, к ним можно подготовиться — например, закрыть для грузовиков или даже для всего транспорта на час-полтора улицы и участки шоссе.
Но у каждого гостя, независимо от ранга, еще есть и своя программа — музеи, другие мероприятия, и они не ограничиваются окрестностями Пулково. Если кортеж куда-то едет, то дорогу просто перекрывают по факту. Повлиять на это, предупредить горожан и туристов городские чиновники не в состоянии.
Так что питерцам остается только порадоваться, что 37 глав африканских государств предпочли остаться дома. Еще четыре десятка кортежей с непредсказуемыми маршрутами город на Неве мог бы и не вынести. Между тем четыре года назад наше страна уже собирала у себя «всю Африку», и тогда в Сочи явились 45 делегаций во главе с президентами и премьер-министрами. Однако курортный город не перекрывался наглухо из-за званых гостей, а россиян не призывали загорать удаленно.
Кстати, нынешнее отсутствие на саммите двух третей приглашенных можно объяснить не политическими, а чисто экономическими причинами. На том самом саммите в Сочи президент России обещал странам Африки двукратное увеличение товарооборота, до 40 млрд долларов. Однако по факту объемы торговли снизились до 18 млрд. При этом ныне на Россию приходится лишь 1% от приходящих в Африку иностранных инвестиций — даже остров Маврикий вкладывает больше, пишет американский журнал Fortune.
Зато, по подсчетам Стокгольмского международного института исследования проблем мира, Россия поставляет африканским странам (в первую очередь в Алжир, Египет, Судан и Анголу) почти половину всех вооружений, приобретаемых ими за границей. Весомый аргумент, но не всегда решающий.