Виардо обосновалась на вилле, отстроенной в итальянском стиле, а Тургенев на трехэтажной "даче" с балконами вдоль фасада. Восемь лет, проведенных писателем в "Ясенях", вплоть до смерти в 1883 году, были творчески плодотворными для Ивана Сергеевича. Здесь он написал роман "Новь", большую часть "Стихотворений в прозе", "Песню торжествующей любви". Здесь же, превращая "Ясени" в место пересечения двух великих культур, принимал друзей французов - Мопассана, Флобера, Сен-Санса, русских - Салтыкова-Щедрина, Верещагина и других.
Те времена ушли в прошлое. Имение, поменяв целую череду владельцев, перешло 20 лет назад в собственность соседнего с Буживалем города Сель-Сен-Клу. Власти были готовы сравнять имение с землей, чтобы там построить спорткомплекс. Затем вознамерились продать здания, но запротестовала общественность, поднятая ассоциацией друзей Ивана Тургенева, Полины Виардо и Марии Малиброн (сестры Полины, тоже известной певицы) во главе с профессором Сорбонны литературоведом Александром Звигильским. В результате на тургеневской "даче" устроен музей, где были размещены собранные по крохам экспонаты, связанные с последними годами жизни писателя и его близких. Правда, попытки муниципалитета Сель-Сен-Клу избавиться от "Ясеней" под предлогом нехватки средств не прекращались.
Последняя из них собрала на днях в имении активистов ассоциации друзей Тургенева. К ним присоединились знаменитый российский дирижер Геннадий Рождественский, его супруга пианистка Виктория Постникова и сын скрипач Александр, которые устроили небольшой концерт. После него я разговорился с Александром Звигильским.
- Год назад мэрия Сель-Сен-Клу намеревалась передать имение компании Кофитем-Кофимюр, которая владеет сетью гостиниц, в том числе и "Холидей-инн", граничащей с поместьем. В каком состоянии находится сейчас этот проект?
- Городские власти, хозяева поместья, не хотят больше им заниматься. Они передают его в руки бизнесменов. А те намереваются превратить это место непонятно во что - не то в гостиницу, не то в ресторан. Директор упомянутого отеля "Холидей-инн" сказал, что с понедельника до пятницы здесь будут проходить семинары деловых людей, а в субботу и воскресенье устраиваться свадьбы, банкеты.
- Это вопрос решенный?
- Да, что подтверждено публикацией в официальном издании "Журналь офисьель". "Ясени" теперь находятся в ведении активистов фонда "Город и наследие". Они считают себя меценатами и заявили, что их цель - вернуть дом Полины Виардо в тот вид, в котором он был раньше. Им дают в аренду на 25 лет и дом Виардо, и "дачу" Тургенева, и всю землю имения.
- То есть вы уже отторгнуты от дома Виардо...
- ... и от земли. Раньше мы могли использовать четыре тысячи квадратных метров парка. Теперь - ноль. Это значит, что мы с юридической точки зрения можем потерять право доступа в музей: чтобы добраться до него, надо пересечь по дороге значительную часть имения. Я справлялся у нескольких адвокатов - они мне это подтвердили. Одновременно люди из фонда "Город и наследие" говорят о том, что они намереваются "увековечить память Тургенева"! С одной стороны, успокоительные слова, с другой - дом с музейными экспонатами мы получаем в пользование лишь на короткий срок. Что будет дальше - неизвестно. В прошлом подобные контракты неоднократно расторгались.
- Я знаю, что в свое время по инициативе московского правительства был основан фонд "Наследие", который собрал средства где-то в пределах полутора миллионов евро, чтобы через фонд Франции, который здесь курирует основные меценатские программы, вложить их в восстановление тургеневской усадьбы. И делегация из России приезжала...
- ...в декабре 2004 года, и ее возглавлял депутат Думы господин Константин Затулин. Была предложена помощь. Но мэр города Сель-Сен-Клу весьма холодно принял россиян, а от помощи фактически отказался. До меня дошло, что господин Лужков был обескуражен таким отношением.
- Не поднимался ли вопрос о покупке "Ясеней" россиянами?
- Об этом можно только мечтать. Инициатива Москвы, натолкнувшаяся на фактический отказ владельцев имения, была единственной.
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Дирижер Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ:
- Я серьезно обеспокоен ситуацией, которая сложилась вокруг "Ясеней". Ведь имение связано с именем великого писателя, это уголок русской культуры во Франции. Я здесь не в первый раз, наблюдал за деятельностью музея, радовался этому. Когда узнал, что над ним нависла угроза, это вызывало у меня мрачные чувства. Понимаю, если бы появился спонсор, то можно было бы разрядить обстановку. Я не специалист в финансовых вопросах, но почему, к примеру, не организовать сбор средств, чтобы этот очаг культуры мог и дальше существовать? Так делается в мире. В Праге, к примеру, Оперный театр построили на народные средства. Я не знаю, насколько возможен здесь такой вариант, но как идея - почему бы не попробовать? Под лежачий камень ведь вода не течет.