- Я прилетела тогда аккурат в день вручения премии, - объяснила мне Волчек. - Сразу поехала в отель "Европа", где и прежде часто останавливалась. Это удобно, в самом центре Петербурга. Меня очень тепло встретили, с цветами. В своем номере я обнаружила письмо от администрации, которое заканчивалось фразой "Мы надеемся, что этот ваш приезд будет незабываемым". Так оно и случилось...
Дверь в моем номере из гостиной в спальную была открыта, ровный сверкающий пол переходит из одной комнаты в другую. Я спокойно иду, но, оказывается, на этом ровном пространстве, прямо посреди комнаты, существует ступенька, совершенно незаметная, непонятная и ничем не обозначенная. Естественно, я совершаю пируэт. И встать уже не могу... К счастью, рядом была моя подруга, которая помогла мне перебраться на кровать, а сама побежала сообщить о случившемся. Наутро меня отвезли в одну из клиник Петербурга. У меня оказался сложный перелом со смещением. В Москву я улетала в специальном кресле. Мне сделали операцию. И до сих пор последствия, конечно, остались: я хожу в специальной обуви ...
- Вы не потребовали какой-то компенсации от администрации гостиницы?
- Меня многие уговаривали как-то отреагировать. Все-таки материальные затраты оказались немаленькими. Операция, клиника в Москве. Кроме того, пришлось отменить творческий вечер в Киеве, на который были проданы все билеты. Но я не стала предъявлять никакого иска. Хотя из гостиницы мне даже не позвонили, не спросили: "Ну как ваше самочувствие?"
- Но перейдем к творческим делам. Современный театр во многом стал бизнесом, там в ходу такие понятия, как мода, пиар... Как вы к этому относитесь?
- Я ко всяким модным поветриям отношусь скептически. Знаете, я как-то поинтересовалась, как определяется мода на цвет одежды. И мне рассказали авторитетные люди, что перед началом нового сезона созваниваются пять-шесть ведущих модельеров мира и говорят: "Что-то у нас давно зелененького не было! А давайте объявим моду на зеленый цвет!"
- Вы модой как таковой интересуетесь? Знакомы с известными модельерами?
- Со Славой Зайцевым я много работала в театре как с художником. Мы сделали вместе "Вишневый сад" и "Три сестры". Но в реальной жизни у меня нет времени, чтобы модой сильно интересоваться. Так, что-то долетает... Да и у меня свой взгляд на эти вещи еще с юности. Попробую объяснить...В прошлом году я была председателем жюри на фестивале "Кинотавр". Я не смотрю телесериалы, поэтому и актрис сериальных не знаю. А на "Кинотавре" их оказалось очень много. Сначала я одну увидела - симпатичная! Потом вторая бежит - такая же... Третья, пятая! У меня сложилось впечатление: это какое-то клонированное пшено. Может быть, я их обижаю, и они талантливые, хорошие. Но уж больно одинаковые! Это все с ними сделала вот эта мода, глянец, гламур, служба стереотипам.
А как меня раздражает эта нынешняя брендовая зависимость! Все эти сумки, аксессуары, очки, на которых непременно должен красоваться крутой бренд. Чтоб все увидели, все ахнули от вашей крутизны! Мне тут очень хорошую сумку подарили на день рождения - от "Шанель". Я бы себе такую не купила, у меня и денег-то таких нет. Но, знаете, я эту штучку "шанелевскую" хотела отодрать. Не тут-то было - она не отдиралась! Тогда я стала носить сумку, повернув лейблом к себе. Вот настолько меня бренды раздражают! Потому что самый высокий бренд - это ты сам, со своим ощущением жизни. На том же "Кинотавре" я поймала себя на мысли, что с благодарностью смотрю на Юлю Рутберг. Тоже актриса, но ведь совсем другая.
- Но сегодня яркие индивидуальности не в чести...
- Вот именно... Приведу вам пример из другой области. Моя подруга, совершенно замечательная творческая личность Татьяна Тарасова несколько лет была вынуждена работать в Америке. Здесь ей лед не давали, вставляли палки в колеса... Однажды она мне сказала, что ей все это надоело. И ходить здесь выпрашивать лед, и в какой-то дыре в Америке тренировать чужих спортсменов: "Наверное, плюну и уйду!" Я удивилась: "Таня, ты с ума сошла! Тебе не дадут уйти спортсмены!" И тут она на меня с такой грустью посмотрела: "Галя, сейчас у меня не модно тренироваться!"
Так что мода - вообще пагубное дело, а мода на людей, на те или иные театральные поветрия просто чудовищна! Настоящее искусство должно рождаться не по сговору рекламистов и пиарщиков, а в творческих муках, в борьбе, пусть даже в борьбе с самим собой...
- К счастью, Тарасова опять на коне! Она блистала в шоу "Звезды на льду", а ее юбилейный вечер, показанный на Первом канале, был просто грандиозен... На нем, кстати, Тарасова обмолвилась, что занята работой в театре "Современник"...
- В апреле у нас премьера спектакля по пьесе Николая Коляды "Старая зайчиха". Правда, название мне ужасно не понравилось. Долго искали новое, пока Гафт не предложил такой вариант: "Заяц. Love story". Очень точное название получилось для этой трагикомедии. Хотя для меня трагикомедия - это не жанр, а суть современного искусства вообще, если угодно - суть современной жизни...
Процесс репетиций получился очень радостным. Валя Гафт и Нина Дорошина давно ничего не репетировали. Ну а Таня Тарасова помогает нам в этом спектакле с постановкой движений, с пластикой.
- Гафт и Дорошина - это не только достояние "Современника", но и наше национальное достояние. А как вы оцениваете молодое поколение театра?
- Хочу похвалиться: у нас собралась не просто хорошая - потрясающая молодежь. Они умеют и сочинять, и петь, и танцевать, и быть абсолютно живыми на сцене, а не фальшивить, не притворяться. А какие у нас "капустники", вечера, что тоже показатель жизнеспособности театра! Удачно вошла в "Крутой маршрут" молодая актриса Марина Александрова, заменив Ольгу Дроздову, которая ждет ребенка. Удивительно ответственная, честно работающая девушка. А нашего молодого актера Артура Смольянинова вы знаете?
- Кто ж его не знает! Медийный актер - во всех глянцевых журналах его фото!..
- Да? Ужас! Я эти журналы не читаю. Иногда водитель покажет на витрину газетного киоска: "Вон, наш!"
- Фильм "Жара" со Смольяниновым видели?
- Нет. Не хочу расстраиваться.
- Ваши актеры ведь и в рекламе много снимаются...
- Когда артист рекламирует часы, косметику, лекарства, это еще ладно. Но когда стиральный порошок! Да еще когда это делают не самые нуждающиеся артисты!.. А ведь им потом выходить в серьезных ролях на сцену "Современника" - вот что обидно. Даже очень обидно! Правда, тут и про меня такое сказали, что волосы на голове встали дыбом. Что, мол, Галина Волчек - это же "лицо Первого канала". А я-то думала, что я - свое собственное лицо, лицо своего папы, мамы, театра "Современник"!
- Легко вам сегодня работать со звездными актерами? У всех же столько проектов на стороне...
- Сегодня собрать артистов для продолжительных репетиций очень трудно. Приоритеты поменялись. Если раньше все понимали главенство театра, а кино или телевидением занимались в свободное время, то сейчас ситуация абсолютно зеркальная. И обвинять кого-то не стоит. Понятно, что жизнь трудная. Всем надо кормить детей, покупать квартиры, обеспечить себе нормальную жизнь, чего ни один репертуарный театр предоставить не может. Хотя мы и стараемся сделать все, чтобы наши артисты как-то сносно существовали.
- А как вам ваши актеры в роли ведущих различных ток-шоу?
- Телевидение вмешалось в нашу жизнь до такой степени, что многим заменило и религию, и другие ценности. Смешно! Но если это достойное ток-шоу, то почему бы и нет?! Я с удовольствием смотрю Игоря Квашу в передаче "Жди меня". Мне очень понравился проект "Звезды на льду", я даже ходила его судить. Часто бываю в жюри КВН: мне кажется, это то немногое, что еще живо на ТВ из прошлой жизни.
- Галина Борисовна, чем ваш сын Денис Евстигнеев сейчас занимается? Давно не было его кинопремьер...
- Давно... Ищет, думает. Состояние творческой паузы мне очень понятно - я тоже несколько лет ничего не ставила...
Вел беседу