В Москве состоялся показ для прессы якутского фильма со странным для нашего глаза и уха названием «Ыт». С якутского это можно перевести и как «собака», и как «стрелять». С ружья и выстрелов фильм как раз и начинается. Охотничьи выстрелы звучат и в финале фильма. А в его середке, в самой сердцевине – повседневная, бытовая жизнь якутской глубинки, которая, как выяснилось, мало чем отличается от вологодской или курской…
Вот глава молодой семьи продает дом умершей бабушки и, знатно отметив это событие, теряет деньги, из-за чего в скором времени непоправимо портятся его отношения с красавицей-женой и удачливым соседом, купившим неизвестно на какие шиши иномарку.
Вот оборотистый хозяин усадьбы начинает строить выгребной туалет впритык к огороду своего соседа, и последний задумывает страшную месть.
Вот пожилая чета собирается на выборы и вдрызг разругивается, не сумев договориться, за какого из трех кандидатов отдать свои голоса.
Вот местный депутат сбивает на машине прохожего и тут же пытается запугать и подкупить свидетелей.
Вот два охотника одновременно стреляют в летящую утку и начинают темпераментно выяснять (к счастью, без применения оружия), кто из них выстрелил по утке первым…
Новая работа известных якутских режиссеров Дмитрия Давыдова («Пугало») и Степана Бурнашева («Черный снег») состоит из семи новелл – то забавных, то драматически окрашенных, то трагедийных, то уморительно смешных, которые идут друг за дружкой практически без перебивок. Но это не лоскутное одеяло, скроенное из семи произвольно собранных сюжетов. Для меня это цельное, законченное высказывание – как, к примеру, «Охотничьи рассказы» Ивана Тургенева или сборник рассказов «Характеры» Василия Шукшина.
К слову, шукшинская интонация мне то и дело чудилась в этом живом, лукавом, озорном киноповествовании, где есть место и анекдотическим ситуациям, и тонким наблюдениям над характерами соотечественников, и серьезным социальным обобщениям, пусть порой и с долей наива. В конечном счете, фильм говорит о важных вещах: об умении любить и прощать, об ответственности за свои дела и поступки, о совести и милосердии.
Фильм двух якутских режиссеров-самоучек, снятый за две летних недели и всего за 750 тысяч рублей в Амгинском улусе, уже был показан в Якутии, вызвал много позитивных откликов. А на Варшавском фестивале, который входит в когорту киносмотров класса «А»», «Ыт» завоевал специальный приз жюри «за чистый кинематографический взгляд на простую повседневную жизнь». Но лично мне хотелось бы, чтобы этот фильм увидел и широкий российский зритель.
Мне кажется, что это кино не только про Якутию и якутов. Думаю, что хотя бы в одном из персонажей (а их на экране порядка 70) российский зритель сможет узнать себя. Ведь при известной игре воображения, а, тем паче, приняв на грудь чуть больше нормы, как это позволяют себе иные персонажи картины, название фильма «Ыт» вполне можно прочитать и как «Ты».