Полвека назад наши мальчишки зарабатывали на кино и мороженое, играя на деньги в пристенок или расшибец. Правила немудреные, для успеха требовались верный глаз и твердая рука. Ну так ведь и выигрыши были копеечные. Сегодняшним школьникам для игры на деньги требуются мозги. Зато результат может быть такой, что взрослые дяди позавидуют.
Вот совершенно типичный случай. Третьеклассник одной из московских школ получил на день рождения от двух моих знакомых в подарок по 5 тысяч рублей. Не потратил на гаджеты, не пошел с приятелями в кафе есть мороженое, а положил все 10 тысяч на банковский счет (одолжил у бабушки пенсионную карточку). Через день обменял дареные рубли на стремительно дорожающие биткоины (маленькую часть, на которую хватило денег). Подождал удвоения «стартового капитала» — и совершил обратный обмен: продал ту же самую криптовалюту за 20 тысяч рублей. И ведь мальчик как в воду глядел: еще через день биткоин рухнул...
Дед школьника, узнав о финансовых успехах внука, был поражен: откуда малолетний «брокер» получил нужные знания и вообще как такая идея пришла в голову? Ответ удивил еще больше. Как сообщил школьник, у них полкласса зарабатывают в интернете, а технология операций с биткоинами «проста как дважды два», к тому же популярно изложена на дюжине сайтов. После чего ученый историк, автор научных трудов о Средних веках понял, что почти ничего не знает о нынешнем поколении человечества...
Психологи утверждают: на планету уже полным ходом наступает новая реальность. Реальность поколения Z — детей мультимедийных технологий, текстовых сообщений, чатов, MP3-плееров и YouTube, которые общаются с внешним миром через экраны мобильных телефонов и дисплеи компьютеров.
Бывший школьник Эрик Финманн из США в 12 лет договорился с родителями, что, если к 18 годам он заработает 1 млн долларов, его не отправят учиться в колледже (совершеннолетие наступает в США в 21 год). Сегодня Эрику 18, и он миллионер. Стартовый капитал в тысячу долларов, подаренный бабушкой, сразу вложил в биткоины, заявив, что «скоро они будут стоить от пары сотен тысяч долларов до миллиона долларов за монету». Через пару лет Эрик инвестировал 100 тысяч в свой образовательный стартап Botangle, который помогает ученикам, разочаровавшимся в школе, находить себе индивидуальных преподавателей и учиться дистанционно, с помощью видео-чата. Сегодня он в кооперации с NASA занят еще и разработкой проекта по запуску маленьких исследовательских спутников в космос.
Другой американский школьник из Нью-Йорка — сын мигрантов-бенгальцев Мохаммед Ислам стал мировой знаменитостью, заработав 72 млн долларов торговлей на фондовом рынке во время школьных перерывов на обед. Мальчик заинтересовался биржевыми спекуляциями, когда ему было девять (!) лет. Двоюродный брат показал, как это делается. Теперь у Мохаммеда есть свой автомобиль BMW, но нет прав — из-за юного возраста. Пришлось нанять шофера. По той же причине у школьника отсутствует лицензия на брокерскую деятельность, но в ближайшее время он намерен вместе с друзьями открыть хедж-фонд. Издание Business Insider включило Мохаммеда Ислама в рейтинг 20 Under 20 (список талантливых трейдеров-подростков).
В России поколение Z сегодня пробивает себе дорогу преимущественно с помощью биткоинов. Хотя тысячи мальчишек и девчонок не чураются и «черновой работы» за компьютером: рекламирования каких-то продуктов в дискуссиях и даже написания рекламных статей, перевода аудиофайлов в текстовые («транскрибация»), создания простейших дизайнов, ретуши фото или изготовления «шапок» для YouTube и т. д. и т. п. Но в Петербурге скоро появится памятник криптофермерам, а небольшой арт-объект «Дзен и боль» уже можно видеть на перекрестке набережной Фонтанки и Невского проспекта: грустную фигуру в позе лотоса между значками доллара и биткоина. В общем, современный рыцарь на распутье.
Кстати, в первом всероссийском конкурсе «Цифровая экономика. Поколение Z» (среди судей — глава Сбербанка Герман Греф и президент компании InfoWatch Наталья Касперская) победил петербуржец Лев Чижов, ученик лицея № 239 и самый юный из четырех финалистов. Сейчас школьник программирует нейронные сети и изучает криптовалюты. Биткоины он считает очень перспективными. «В свое время папа отказался вкладываться в криптовалюты. С тех пор они выросли в цене в разы», — с сожалением говорит Лев. Впрочем, у папы свое мнение: «Думаю, что это дело не стоит особого внимания, потому что в основном оно направлено на спекуляцию с деньгами».
Не в первый и, видимо, не в последний раз старшие просто не понимают младших. Один из самых древних памятников письменности (6 тысяч лет) папирус Присса начинается словами: «К несчастью, мир сейчас не таков, каким был раньше. Всякий хочет писать книги, а дети не слушаются родителей». Надпись на горшке, найденном в развалинах Вавилона и датируемая примерно 3000 годом до н. э., гласит: «Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру». Сократ (около 380 лет до н. э.) говорил: «Наша молодежь дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».
Однако российское поколение Z начинает доказывать, что у него неплохие перспективы, — и уже находит поддержку старших. В 2016 году учащиеся московских школ завоевали на международных олимпиадах по химии, математике, физике, биологии, информатике, географии, астрономии и астрофизике девять золотых и шесть серебряных медалей. В этом году успех повторен: на международных олимпиадах москвичи уже взяли четыре золотых, семь серебряных и три бронзовых награды.
«Я считаю, что мы должны ценить ребят, которые вкладывают столько труда и таланта в то дело, которым они занимаются, прекрасно учась в школах и защищая честь нашего города и страны», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин. И учредил премии победителям таких олимпиад: за первое место — по 1 млн рублей, за второе — по 500 тысяч, а за третье — по 250 тысяч.
Но не только высокие премии привлекают их к участию в новых «состязаниях мозгов». Одна из немногих исследователей поколения Z Галина Шелестова говорит об этой молодежи: «Их основная потребность в жизни — быть счастливыми. Так они формулируют свою основную задачу: найти свой путь, себя и быть счастливыми. Правда, у них совершенно иное понятие успеха. Если еще пять лет назад мы слышали от вступающего в жизнь поколения, что важно иметь статус, карьеру, то сегодня те же, с кем мы говорили пять лет назад, ориентированы прежде всего на получение удовольствия от жизни. Современным представителям молодежи важно найти работу, которая нравится, создать семью, если захочется, и жить достаточно расслабленно. В целом же сегодня успех — это не про деньги».