Взорвав противотанковыми минами все четыре стратегические магистральные ЛЭП Херсонщины, бандгруппы меджлиса и «Правого сектора» фактически взяли в заложники 2 млн крымчан. Российских граждан. Полуостров живет в чрезвычайном режиме. Остановлены промышленные предприятия, людей в массовом порядке отправляют в неоплачиваемые отпуска. Отключены котельные. В домах нет света, не работают бытовые газовые котлы. Пока +19, но уже на следующей неделе придет промозглая крымская стынь. Многие города и поселки остались без водоснабжения. На улицах очереди к водовозкам и походным кухням...
Почему и кем допущено очередное унижение Крыма? Кто и почему спрятал голову в песок на полтора года, полагаясь на некий энергетический договор с враждебно настроенным Киевом? Ведь цену «межгосударственного сотрудничества» Россия узнала еще год назад, когда случился первый блэкаут Крыма. Тогда, 3 декабря 2014-го, на 100% был обесточен Севастополь. Остановилась канатная дорога Мисхор — Ай-Петри. Скачки напряжения на «Симферопольсельмаше» и других предприятиях вывели из строя электронное оборудование. Сгорели двигатели станков, движки новых троллейбусов междугородной линии Симферополь — Алушта — Ялта.
Но это было только начало. После того как президент США Барак Обама объявил об экономической блокаде Крыма, Украина без предупреждения отключила подачу электроэнергии на весь Крымский округ. Города и села погрузились во мрак. Без воды нет жизни — а как жить, если сгорели тысячи насосов артезианских скважин? Если без электричества не работает автономное газовое отопление (а про центральные котельные крымчане давно забыли)? Когда первый кошмар рассеялся, крымские власти поспешили успокоить население. «Ситуация с электроснабжением стабильная, новых отключений не будет», — заверял министр топлива и энергетики Крыма Сергей Егоров. (На этой неделе он уволен, но кому стало легче?)
Глава Крыма Сергей Аксенов 23 декабря 2014 года на специальной пресс-конференции заявил: «Между Украиной и Россией был заключен контракт, который позволит обеспечить электричеством Крым». Однако будто в насмешку уже на следующий день весь полуостров вновь остался без света. Замолчали FM-радио и мобильная связь. Сессия Госсовета Крыма началась в темноте. Выключились насосные станции, свет погас даже в операционных. Обесточенными оказались международный аэропорт Симферополь и железнодорожные вокзалы. Замерли электрички и троллейбусы. Остановились все тепловые электростанции Крымского округа, кроме Камыш-Бурунской...
Какие еще уроки нужны, чтобы сделать вывод и напрячь все силы для достижения хотя бы минимальной энергетической безопасности? Увы! Единственное, что смогли сделать за год, — кое-как обеспечить электричеством органы власти, транспортные узлы и некоторые социальные объекты. В целом же новый федеральный округ России продолжал сидеть на украинской энергетической игле.
Авторитетный энергетик Адольф Иоффе проработал в «Крымэнерго» 55 лет и может позволить себе говорить правду. По его словам, вероятность полного отключения от электроснабжения в Крыму рассматривали еще до того, как было принято решение о референдуме. У специалистов не было сомнений, что Киев использует энергетический шантаж. Свой доклад Иоффе так и назвал: «О возможных мероприятиях по обеспечению минимально возможного электроснабжения Крыма в случае полного отключения полуострова от энергосистемы Украины». По сути это план действий. Провести ревизию крымской энергосистемы, привести в рабочее состояние резервные электростанции, пополнить топливный резерв. Использовать имеющиеся в России газовые станции, энергопоезда, мощности корабельных электрогенераторов. А главное — незамедлительно начать прокладку через Керченский пролив криогенных кабельных линий.
Крым добывает газа на 2 млрд долларов. Газотурбинные станции очень кстати. Еще летом 2014-го в Севастополь прибыли представители из Нижнего Тагила, предлагавшие за свой счет обеспечить город и окрестности электроэнергией путем установки газотурбинных электростанций собственного производства. Тагильцы хотели участвовать в бизнесе — однако им отказали, сославшись на «отсутствие данной проблемы». Счастье, что в последний момент проект все же был утвержден и реализован. Теперь Севастополь вместе с главной базой Черноморского флота перешел на собственные источники энергии — газотурбинные станции и дизель-генераторы.
Но всем ясно: только кабель по дну Керченского пролива прорвет энергоблокаду. Увы, случился первый зимний блэкаут — 2014, а строительство энергомоста Кубань — Крым даже не начинали! Проектно-изыскательские работы блокировали всеми способами, вплоть до демагогии о «возможном повышении уровня радиоактивности подводных грунтов». Кто и почему саботировал строительство кабельной линии, мусолил тему о российско-украинском межгосударственном энергетическом соглашении — и под шумок продолжал прежний бизнес с «украинскими коллегами»? Гешефт от покупки-продажи электроэнергии через материковые сети застил глаза. Специалисты уверены: начнись строительство энергомоста сразу после Крымской весны, сегодня полуостров гарантированно имел бы энергетическую независимость. Увы, время преступно упущено.
Как же случилось такое? Один из вариантов ответа: влиятельные бизнес-кланы Симферополя и Москвы, которые контролируют ныне действующую российско-украинскую схему энергопоставок, готовы рвать подводный кабель собственными руками. Ведь как только электричество пойдет из Краснодарского края, украинские «высоковольтки» окажутся не нужны. И огромные деньги уплывут в другие руки.
А что теперь? «Блэкаут Крыма — это надолго», — утверждает замглавы МЧС России Александр Чуприян. В Крым экстренно прилетел министр энергетики РФ Александр Новак. Сразу из аэропорта он отправился на площадку ОАО «Мобильные ГТЭС», расположенную в симферопольском селе Денисовка. По словам главы Минэнерго, запасов топлива для газотурбинных станций хватит на 30 суток: «Мы должны обеспечить их работу до момента соединения с кубанской энергосистемой. Первую очередь энергомоста из Краснодарского края по дну Керченского пролива планируем сдать 20 декабря».
Первая очередь даст 300-400 мегаватт электроэнергии. Это жесткий минимум. В первом квартале следующего года обещают ввести вторую очередь, и только тогда Крым будет получать необходимые 800 мегаватт. Энергомост возводится одновременно в шести точках: тянут ЛЭП от Ростовской АЭС до Таманского полуострова, там реконструируют подстанцию, прокладывают воздушную линию до кабельного перехода по Керченскому проливу и от кабельного перехода — в Керчь и Феодосию. Стоимость проекта вместе с опорами ЛЭП и обновленными подстанциями — более 17 млрд рублей.
Главную операцию по укладке кабеля на керченское дно в конце октября начали китайцы. Поднебесная прислала в пролив лучших спецов.
Что ж, все как обычно: долго запрягали, теперь гоним...
А в это время
Летим вокруг Украины
Со вчерашнего дня российские авиаперевозчики стороной облетают небо над Украиной. Запрет на использование воздушного пространства для транзита наших гражданских самолетов оборачивается финансовыми потерями для компаний, совершающих рейсы в Молдавию и на Балканы. А пассажирам придется проводить в воздухе больше времени и доплачивать за билеты, если государство не окажет поддержки авиакомпаниям.
Пока авиакомпании продают билеты по старым ценам, но в ближайшее время их придется пересматривать. Насколько вырастет стоимость полета? Как известно, около четверти цены билета приходится на топливо. Лишний час полета в Молдавию или Болгарию означает дополнительный расход горючего на 15-20%. Для компенсации потерь придется поднять стоимость билетов на 4-5%, или на 600-900 рублей. Эксперт комитета Госдумы по транспорту Вадим Олейников напоминает, что увеличатся также расходы на навигацию. На вопрос «Труда», нельзя ли компенсировать повышение затрат за счет экономии на оплате сборов за полет над украинской территорией, он ответил, что это несопоставимые расходы.
Более предметно обрисовал картину бывший начальник управления воздушным движением МГА СССР, а ныне президент международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников:
— Из-за облета Украины самолетам придется проводить в воздухе лишние 30-40 минут. Соответственно, увеличиваются затраты на полетное время, эксплуатационные расходы и расходы на амортизацию самолетного парка. Прибавьте хлопоты на согласование нового расписания с другими странами, с Евроконтролем. Скажем, теперь российские маршруты пройдут через Польшу, а там ведь, возможно, нас не очень ждут... Все это надо пересчитывать, согласовывать. Я считаю, раз одна из сторон спонтанно закрывает свое небо для пролета над огромным воздушным пространством, то нашим авиационным властям следует потребовать созыва совещания коллег из Европейского региона под эгидой ИАТА. Конечно, от недальновидной политики киевских властей страдают обе стороны, но скажу так: если России закроет свое воздушное пространство, то мало никому не покажется.
В начале ноября Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта РФ (АЭВТ) направила письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Из документа следует, что убытки российских перевозчиков за первое полугодие уже составили более 28 млрд рублей. Скажем, приостановка полетов в Египет до конца года приведет к финансовым потерям в размере 9 млрд рублей. Снижение объема международных рейсов компенсируется увеличением внутрироссийских перевозок, но они не столь выгодны. В этой связи АЭВТ предлагает ввести нулевую ставку НДС на внутрироссийских авиаперевозках, увеличить в 1,5 раза размер возмещаемого из госбюджета акциза на авиатопливо, ввести механизм компенсации процентных ставок по кредитам, привлеченным российскими авиакомпаниями в российских банках.
Если перевозчики найдут понимание и поддержку в правительстве, то дополнительные затраты из-за облета Украины окажутся несущественными. Если же в правительстве от них отмахнутся, как бывало уже не раз, то повышение цен на билеты останется единственным выходом.