Мероприятие напоминало народное гулянье с элитным уклоном. Здесь дегустировали дорогие вина, продавали роскошные иномарки и демонстрировали ретроавтомобили. Днем сюда за 300 рублей пускали всех желающих, а вечером причал закрывался на вип-вечеринки с участием знаменитостей. В воде и на суше оживленное движение не прекращалось ни на минуту. Кто только не плавал в Москве-реке в эти дни - от виндсерферов до байдарочников. Но даже гонки катеров и парусная регата смотрелись всего лишь фоном к неподвижным роскошным лодкам, пришвартованным у берега. Выставка яхт стала центральным событием фестиваля.
- Здесь есть парусные яхты для большого спорта и большие моторные яхты - для роскошного отдыха, - объяснял эксперт яхтенного рынка Андрей Амелин. - Одними владеют яхтсмены, другими олигархи. Вообще яхты сейчас - это очень модно и престижно. Самая дорогая из известных яхт у Абрамовича. У Потанина и Дерипаски тоже роскошные посудины. На Клязьминском водохранилище есть так называемый Золотой город, там коттеджи многих наших министров и политиков. И там тоже у каждого по яхте. Звезды, Алсу например, тоже плавают на дорогих лодках, но в основном за границей. Яхты заказывают богатые люди, по большей части нефтяники, к себе в Сибирь или в Казахстан. Владельцев много, хотя точное число их неизвестно - это очень закрытый рынок.
Имена хозяев яхт, выставленных на фестивале, тоже не раскрывались. Хотя самый дорогой экспонат только искал себе состоятельного владельца. Хитом выставки стала 35-метровая трехпалубная яхта "Новая звезда" стоимостью около пяти миллионов евро.
- Сейчас ведутся переговоры о продаже этой яхты, - рассказал ассистент рекламного отдела компании-производителя Сергей Князев. - Это самая большая яхта на фестивале. Здесь есть салон-бар, три гостевые каюты, вип-каюта владельца. Поскольку яхта строилась в России, здесь даже сделали сауну - на вкус наших покупателей.
Но прежде всего национальный колорит выражается в цене. Если бы яхту произвели за границей, ее стоимость была бы примерно в три раза выше. Сравнявшись с ценой другого эксклюзивного судна - гоночного катера Class One. Этот водный болид, развивающий скорость до 270 километров в час, мчался на фестиваль из Арабских Эмиратов, но так и не успел пришвартоваться к московскому причалу из-за проблем на таможне.
- Лодка должна была пройти презентацию на фестивале и опробовать Химкинское водохранилище, где через год будут проходить международные гонки на таких катерах, - говорит пресс-секретарь фестиваля Артур Трапизонян. - Тогда Россия станет одной из десяти избранных стран, принимающих этот элитный чемпионат. Центрами яхтенного спорта сейчас становятся только самые богатые страны, например те же Эмираты. Владелец этого катера - шейх из правящей семьи Катара. По стоимости и обслуживанию она сравнима с болидом "Формулы-1". В России такого судна пока ни у кого нет.
Зато у нас есть самодельный эксклюзив, тоже представленный на фестивале. Сразу на входе гостей встречал грозным пулеметом антикварный военный катер "Кенигсберг". В годы второй мировой войны на нем бывал Геринг, после войны судно приплыло в руки Сталина. А через полвека обглоданный временем корпус попал к известному "лодочнику", по совместительству телепродюсеру, который катер и реанимировал.
- В прошлой жизни я был известным конструктором быстроходных судов, - рассказывает Леонид Быков. - А теперь строю исторические лодки для удовольствия. Этот последний катер очень трудно было собрать, но в итоге он получился достоверным на 80 процентов. А первой я построил вот эту "Зарю" с алыми парусами. Это американская паровая шхуна начала XIX века, на ней я и живу, и путешествую.
Реконструкция каждой лодки обходится примерно в 300 тысяч долларов. Расходы с лихвой окупаются при продаже, хотя прибыль для этого судовладельца не главное.
- Свои лодки я продаю только тем людям, которые мне нравятся. Вот на эту рыболовецкую шаланду 20-х годов сейчас претендует один скандально известный политик, - говорит Леонид Быков. - Такая яхта - это как шестисотый "Мерседес" на воде, как дом на Рублевке. В открытом море такие яхты хороши, а на Москве-реке они смотрятся просто смешно.
Между тем яхтенный фестиваль имел во всех смыслах очень четкую московскую окраску.
- В рамках фестиваля проходят Дни Москвы-реки, одна из целей нашего мероприятия - привлечь внимание к роли реки в жизни города, - объяснял Артур Трапизонян. - У фестиваля четкая экологическая направленность, поскольку яхтенный спорт не приводит к загрязнению акватории.
В эти дни Москва-река действительно привлекла толпы москвичей, но вот по части экологии организаторы фестиваля немного лукавили.
- Парусные яхты экологически безопасны, - говорит Андрей Амелин. - А вот большие моторные - это огромный расход топлива, масса всего выбрасывается в воду. Москва-река вообще очень плохо приспособлена для яхтенного спорта. Тут всего две нормальные заправки, правда, есть еще немало подпольных. Но в основном для катания остаются яхт-клубы на водохранилищах, и по экологии они все достаточно грязноватые.
Как повлияла на чистоту реки эта плавучая ярмарка тщеславия - неизвестно. В любом случае фестиваль показал, что денег в воду сейчас выбрасывается много.