Минпромторг предложил всеми силами способствовать возрождению оптово-розничных рынков. Сейчас на их долю в России приходится только 4%. Как это поможет сбить цены и справиться с нехваткой товаров?
Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли
— Идея правильная, оптово-розничные рынки работают во многих странах. А у нас мелкий производитель деградирует, ему нужна поддержка. Минимум условий — и вы уже предлагаете свою продукцию, которую купят по привлекательной цене. Увеличится конкуренция, а это сдерживает рост цен. Сейчас даже чиновникам стало понятно, что оптово-розничные рынки 90-х и нулевых не надо было уничтожать.
Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ
— Хуже не будет точно. А дальше зависит от организации: логистика, хранение, санитарные проверки... Насколько легко на такие рынки попасть частным мелким хозяйствам? Если придут большие холдинги, цены не сдержать. Но главное все-таки — это платежеспособность населения. Для человека, живущего на МРОТ, все вокруг — дефицит. А если получаете миллион в месяц, никакого дефицита не будет.
Павел Кудюкин, экс-замминистра труда РФ
— Сама идея Минпромторга сигнализирует нам, что страна все больше уходит в экономику выживания, а это тревожный симптом.
Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований
— Господство больших торговых сетей отрезает мелкий бизнес от покупателя. Могли бы выручить «народные рынки», но лоббистские возможности больших игроков велики. Поэтому оптово-розничные рынки нужно защитить законодательно.
Никита Масленников, эксперт Центра политических технологий
— Предложение хорошее. Оптово-розничные рынки упростят доступ товара к покупателю, поддержат аграрные хозяйства, которые не работают с крупными сетями. Но если проект получит поддержку, крупные сети и агрохолдинги будут этому не рады, и государству придется примирять игроков. Проблему дефицита оптово-розничные рынки не решат. Я бы сменил акцент на качество. Часть наших компаний выкупили бренды проверенных временем иностранных производителей. Интересный вопрос: что теперь будет скрываться под этикеткой?
Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций
— В правительстве пытаются снизить издержки, уменьшив число посредников на пути товара к потребителю. Новые рынки будут похожи на цифровые маркетплейсы, но только в офлайне. Здесь не будет рекламы, что сделает товары дешевле. Проект оценят те, кому важно не просто получить продукты или одежду, но и погулять, потрогать вещи руками. Такие рынки должны располагаться максимум в часе езды от крупных городов, чтобы транспортные расходы не съедали все возможные преимущества.