- Детские игрушки мы с подругой купили в помещении оптового склада, расположенного в столице недалеко от Курского вокзала, - делится своими переживаниями расстроенная женщина. - Обнаружить склад - непростое дело. Словно в детективном фильме, надо спросить охранника у ворот, как пройти туда, где продают игрушки. Охранник вызывает улыбчивого, вежливого мужчину. Тот и провел нас. Соответствующей вывески и здесь не было, но китайских игрушек, сувениров оказалось полно. Самое главное - дешевые, вот что привлекало. Мы там много всего насобирали - и для подарков в дни рождения, и к прочим датам. Чеков нам не дали, так что не могу сказать, у кого приобрели все это "богатство". Уже через три дня у сына подруги выступила сыпь около рта, затем на щеках и шее. Поначалу она и не думала, что это от игрушек. А у моих девочек появились сильные головные боли, которые начинались после того, как дочери поиграют с пушистыми собачками и зайчиками. Вскоре дети сами заметили: как прижмут к себе этих зверушек, поцелуют их, так начинает мучить головная боль. Да еще аллергия. Вот я и хочу предупредить других женщин: будьте осторожны, не попадайтесь на удочку. Черт бы побрал эти опасные игрушки!..
Подобных фактов, к сожалению, множество. "К нам продолжают поступать аналогичные обращения, жалобы из разных областей страны", - подтвердил "Труду" актуальность проблемы руководитель межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей Михаил Аншаков.
Специалистам известно: основной поток этих товаров, не прошедших должного контроля, поступает из Китая. Там, надо сказать, пытаются бороться с этим злом, и "уловы" после проверок оказываются солидными. В ходе прошлогодних рейдов нашли, например, большую партию бутылочек для детского молока, изготовленных из материала, содержащего токсичный оксибензол. Он распадается при нагревании молока, что может вызвать поражение печени и почек. А на юге страны, в провинции Гуандун, почти половина детской одежды, выпускаемой швейными предприятиями, не соответствовала стандартам, в том числе содержала канцерогенное вещество амин. При длительном соприкосновении такой ткани с кожей может возникнуть рак. Вообще масштабы нарушений технологии впечатляют. Вот результаты лишь одной проверки: не соответствовали нормативам 37 процентов детской одежды, 83 процента кукол, 37 процентов других детских игрушек.
Негодные товары, понятно, изымают, но такой же опасный импорт каким-то образом проникает в нашу страну, причем в немалых количествах. Вредные игрушки, детская одежда, наборы поступают, разумеется, и из других стран, и от десятков российских фирм, предприятий. Сотрудники российских контрольных органов на местах отмечают: в ряде регионов продаваемых токсичных изделий с каждым годом становится больше. И никто не знает, какую часть опасной продукции удается изымать, а сколько ее попадает к малышам... В любом случае и того, что вылавливают санитарные инспектора, вполне достаточно для объявления тревоги в общероссийском масштабе.
Ведь в образцах, прошедших в разное время лабораторные исследования, были найдены такие вещества, как фенол, деметилфталат, формальдегид, ртуть, свинец, причем в количествах, значительно превышающих (порой в десятки раз) допустимую концентрацию. Распространение контрафактной продукции приобрело массовый характер. Детские товары, не соответствующие требованиям безопасности, продавались на рынках Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Ярославля, Новгорода, Владивостока, Хабаровска, Новосибирска, Удмуртии, Самарской, Кировской, Липецкой, Свердловской, Тюменской областей... В Челябинске, к примеру, общественники организовали даже специальную акцию протеста: в мартеновском цехе трубопрокатного завода сожгли несколько тысяч опасных игрушек...
Возникает вопрос: сколько еще терпеть эти безобразия? Будем и впредь рисковать здоровьем наших малышей? "Нет, давно пора принимать действенные меры на общероссийском, государственном уровне, - отвечает на мой вопрос председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. - Сегодня ситуация стала совершенно нетерпимой. У многих лотошников, палаточников, да и в других торговых точках продаются по очень низкой цене внешне привлекательные игрушки (мягкие и резиновые), сувениры, шарфики, шапочки, детские кремы, которые нельзя давать ребенку категорически. Среди резиновых зверушек, например, половину следует немедленно уничтожить. А вот сделать это как раз и не просто. Обычно у продавца есть купленный за взятку сертификат, и сначала надо доказать, что документ поддельный, а потом еще провести исследование игрушек в лаборатории. В целом же 90 процентов опасных детских товаров - контрабанда, львиная доля которой приходится на Азиатский регион. Оттуда может идти в Россию и некачественное дешевое сырье, и готовые изделия. Действует разветвленная коррумпированная система, где вращаются огромные деньги. Только контрафактных детских товаров в нашей стране продается ежегодно на сумму в сотни миллионов долларов. Объем же всего теневого рынка - миллиарды долларов! Борьба с теневиками, разумеется, идет, но рассчитывать на быструю победу не приходится..."
Пока не победим теневиков, эффективный выход из непростой ситуации предлагает Российский профсоюз работников текстильной и легкой промышленности. На днях председатель профсоюза Татьяна Соснина направила в Минпромэнерго специальное письмо по этому поводу.
- Последние годы отчетливо показали, что ни выборочными, ни массовыми проверками проблему решить невозможно, - говорит Татьяна Ивановна. - Бедствие приобретает уже глобальный характер. По сообщению мировых информационных агентств, опасные детские товары были изъяты в прошлом году в Австралии, Эстонии, Канаде, Швеции, Алма-Ате... Из Азии на все континенты идут игрушки, сделанные из дешевого, но вредного пластика, от которого давно уже отказались европейские производители. Не только по детским изделиям, но и по другим контрафактным товарам текстильной и легкой промышленности службы Роспотребсоюза, на наш взгляд, не принимают достаточных мер по пресечению незаконной торговли. Мало успехов и у правоохранителей: по-прежнему многие рынки отданы во власть криминальных и полукриминальных группировок, которых бережно опекают (на сленге - "крышуют") коррумпированные чиновники и сотрудники милиции. Стоит ли удивляться, что теневой сектор не сокращается?
Так что же делать? Думается, с учетом нынешних реалий надо поставить прочные барьеры против контрафакта не на промежуточных этапах движения опасных товаров, а в последнем на пути к покупателю звене, то есть непосредственно в торговых точках. Это можно сделать только одним способом. Наш профсоюз предлагает: запретить продажу детских товаров повсюду на потребительском рынке, кроме специализированных магазинов. А в них должен быть организован тщательный медико-санитарный контроль продаваемой продукции, проверка не только подлинности сертификатов, но и добросовестности, надежности поставщиков, предприятий-изготовителей. Такое решение имеет право принять правительство в соответствии с вступившим недавно в силу Федеральным законом "О розничных рынках..." (N 271 от 30 декабря 2006 года). К федеральному правительству мы и обращаемся, в том числе и через газету "Труд".
Татьяна Соснина сообщила, что подробный перечень детских товаров, которые должны быть включены в постановление кабинета министров, уже направлен в Минпромэнерго.
Что ж, предложение весьма своевременное. Хотелось бы только надеяться, что мощные лоббистские группы не сумеют помешать принятию важного правительственного решения и его быстрейшему претворению в жизнь. Другой вопрос - сумеет ли милиция закрыть наконец нелегальные торговые точки на различных складах и неорганизованных рынках? Ведь если этого не сделать, то эффект от будущего постановления кабинета министров будет нулевым.