Когда в воздухе веет Новым годом, хочется на сцене чего-то светлого и умиротворяющего. И вот в двух ведущих московских театрах почти одновременно поставили именно такие спектакли. Они точно не оскорбят ничьи чувства, в обоих говорится о потерянных и вновь обретенных родителях и детях. Это «Плохие хорошие» Евгения Писарева в Театре им. Пушкина и «Старший сын» Андрея Калинина на Новой сцене МХТ им. Чехова.
Во-первых, это красиво...
Худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев тонко чувствует настроение публики. К этим декабрьским дням он создал красивый спектакль по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир». Главные действующие лица в нем — представители английской знати. Художник по костюмам Виктория Севрюкова одела персонажей в изысканные костюмы и вечерние туалеты. Но не нарядами едиными жив спектакль — к ним прилагается тонкость чувств и еще нечто изящное, остроумное... «Хочется аристократизма!», — восклицает молодой красивый дворецкий Патрик (Марк Кондратьев), время от времени ведущий спектакль на манер флегматичного конферансье.
Хочется? Пожалуйста, получайте! Здесь есть и остроумная игра слов, и английский юмор, и интриги высшего общества, тут выделяется энергичнейшая герцогиня Бервик (Ирина Бякова) — такой даме можно и фронтом командовать, и в Сенате присутствовать.
Но основа спектакля душещипательная. Он про то, как в миссис Эрлин, 20 лет назад из-за обиды на мужа оставившей его и маленькую дочку, неожиданно просыпается материнское чувство. Женщина жертвует репутацией, чтобы не дать уже выросшему и замужнему чаду, леди Уиндермир, совершить ту же ошибку, которую сама миссис Эрлин опрометчиво допустила в молодости. Двух этих героинь играют красавицы: признанная дива Виктория Исакова и только в этом году окончившая ГИТИС Евгения Леонова, в которой есть и нежность, и трепетность, и детская открытость к миру.
Вампилов и индийское кино
Пьеса Александра Вампилова «Старший сын» была написана в 1967 году, и с тех пор не сходит с современной сцены. Вот и в наш век гаджетов и всеобщей недоверчивости неизбывна тоска по простым человеческим чувствам, по тому, что тебе могут поверить на слово и полюбить таким, какой ты есть.
Спектакль начинается с того, что Сарафанов-старший смотрит по телевизору индийский фильм — в подобных картинах так часто фигурируют потерянные и найденные дети.
Назвавшийся его сыном Бусыгин (Кирилл Власов) сначала вовсе не кажется обаятельным, ведь им движет лишь холодный расчет. Но студента-безотцовщину поражает то, с какой готовностью Сарафанов распахивает ему свое сердце. И вот уже молодой человек готов защищать и опекать семью, которую пришел обмануть. Ведь все ее члены — и блаженненький отец, и его дочь с сыном — такие открытые, доверчивые, не умеющие толкаться локтями в борьбе за место под солнцем. На эту неподдельную теплоту откликается Нина Сарафанова, влюбляющаяся в мнимого «старшего брата».
Отца играет Александр Семчев, и, кажется, это одна из его лучших ролей. Когда герой обнимает обретенного вдруг сына, у Сарафанова такое лицо, будто он слышит музыку сфер. Но в то же время этот добрый человек, сам того не сознавая, может быть и жестким — например, в сцене, когда он говорит своим нуждающимся в родительской поддержке детям, что уедет от них к старшему сыну, потому что они его недостаточно любят.
Фото Александры Торгушниковой предоставлено МХТ им. Чехова
Младшего Сарафанова, школьника Васеньку, влюбленного во взрослую женщину, ярко сыграл восходящая звезда театра Илья Козырев, совсем недавно выступивший в роли Треплева в «Чайке», поставленной Константином Хабенским. В Васеньке Козырева есть егозливость, позволяющая без труда поверить в то, что он юн, наивен и пока бестолков. А в роли пассии старшеклассника Натальи великолепно смотрится одна из самых красивых и чувственных актрис МХТ Юлия Витрук.
Финал спектакля не сказать, чтобы оптимистичен. Старший Сарафанов опять в одиночестве перед телевизором, а на \кране на этот раз — таблица настроек. Возникает мысль, что все происходящее было просто его сном о счастье, грезой, навеянной индийским фильмом. И все-таки хочется верить, что такая добрая история возможна и в реальности, ведь родственным душам так важно найти друг друга.