Главная Культура 13:58 26 Ноября 2015 4322
Те же утки, камыши и Зилов. Только век XXI

Зачем Александр Прошкин снял кино о нашем времени по старой вампиловской пьесе?

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

На экраны выходит фильм «Райские кущи» классика нашего кино Александра Прошкина. Того самого, что снял замечательные фильмы и телесериалы «Николай Вавилов», «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Русский бунт», «Доктор Живаго», «Чудо», «Живи и помни», «Искупление». Его новая картина основана на знаменитой пьесе Александра Вампилова «Утиная охота», в свое время экранизированной Виталием Мельниковым. В «Райских кущах» – те же герои, с теми же фамилиями, но действие происходит в наши дни и в иных обстоятельствах. Зачем и почему?

– Александр Анатольевич, в одном из наших предыдущих интервью вы мне сказали, что практически все ваши фильмы исследуют драматические коллизии ХХ века. И добавили: «Я не снимаю кино про сегодняшний день. Тем более что время нынче грязноватое, суетливое. Я его не понимаю, не нахожу в нем героя, не нахожу, кого любить». Что же заставило вас взять произведение из ХХ века и перенести его в нынешнюю пору?

– Наверное, я осознал, что уроки прошлого нас, увы, ничему не учат. Иначе не был бы у нас Сталин то кровавым злодеем, то творцом Победы, то эффективным менеджером. Чем больше мы говорим о прошлом, тем глубже оно проникает в наше настоящее, пускает в нем корни. И я понял, что надо высказаться о взаимоотношениях прошлого и настоящего. Мне показалось интересным перенести вампиловскую коллизию в сегодняшний день. Поскольку «Утиная охота» была написана Вампиловым в конце 60-х, то бытовые, социальные аспекты пьесы многим уже малопонятны. И потом, она настолько широко известна по театральным и кинопостановкам, что еще одна прилежная интерпретация вряд ли что-то могла добавить. В этом смысле моя картина – попытка диалога, переклички времен.

Но это еще и диалог кинематографических поколений. В картине Мельникова «Отпуск в сентябре» снялась блестящая обойма актеров – Олег Даль, Ирина Купченко, Наталья Гундарева, Юрий Богатырев, Евгений Леонов, – которые исчерпывающее выразили, можно даже сказать, законсервировали свое время. В диалог с ними вступила современная актерская генерация – как, например, исполнители главных ролей Евгений Цыганов и Чулпан Хаматова, имеющие, как мне кажется, право на этот диалог.

– Неизбежный вопрос: что для вас значит Вампилов?

– Важная, огромная фигура. Я его постоянно перечитываю, смотрю спектакли по его пьесам. Он принес абсолютно новый тип героя, новую интонацию, которую многие в той или иной форме используют в разных жанрах и видах искусства на протяжении десятилетий. Целый ряд картин основан на вампиловских находках – от «Полетов во сне и наяву» до недавнего фильма «Географ глобус пропил».

Несколько недель назад я был на месте гибели Вампилова, где Ангара вытекает из Байкала – мистическое, завораживающее место. Здесь отчетливее понимаешь масштаб дарования и драматизм судьбы гениального драматурга. Вот почему, помимо прочего, я старался в фильме придерживаться основных сюжетных коллизий. Мне важно было находиться в диалоге с первоисточником и поклониться своим фильмом автору.

Однако получилось так, что наследницы Вампилова сначала с энтузиазмом отнеслись к идее, но когда они увидели, что это не прямая, а вольная экранизация пьесы, то запретили нам ставить в титры фамилию Вампилова. Я пытался с ними связываться, писал письма, чтобы они посмотрели готовую картину, но безрезультатно. Тем не менее я уважаю чувства близких людей Вампилова, его вдовы и дочери, поэтому надписи, что фильм создан по мотивам его пьесы, в титрах нет. Для меня это прискорбный факт. Особенно с учетом того, что я пытался в своем фильме в полной мере передать вампиловский дух.

 

– Тем не менее и текстуально, и по характерам персонажей вы, как мне кажется, довольно далеко ушли от Вампилова.

– Тексты наши герои произносят другие – это естественно. Их написал молодой талантливый драматург Александр Родионов. Было бы бессовестно напрямую приспосабливать диалоги Вампилова к сегодняшнему дню. Что касается персонажей, то они, в общем-то, те же. Действуют в иных обстоятельствах – но столь же абсурдных, как и у Вампилова. В фильме Мельникова мы не очень понимали, чем занимаются герои: какая-то контора, какое-то мало кому нужное, но все-таки дело... Для меня принципиально, что сегодня Зилов занят абсолютно бессмысленной деятельностью, которую внутри себя глубоко презирает. Примеров полно в окружающей нас жизни: расплодилось несметное количество никому не нужных фондов, контор, сайтов, газетенок, просто обслуживающих чьи-то деньги. На этом поприще и подвизается наш Зилов.

– Вампиловский герой все-таки сохранял остатки совести, а ваш выглядит более циничным.

– Люди в этой связи ссылаются на ленту Мельникова. Но мало кто ее пересматривал – все живут былыми представлениями. Поэтому у некоторых создалось ложное ощущение, что история Зилова – это чуть ли не история некоего диссидента. Но Зилов и там никакой не диссидент. Это человек, которого разрывает внутренняя ярость от того, что окружающая его серая действительность ему глубоко отвратительна.

Нынешняя ситуация выглядит несколько по-иному. Современная жизнь полна всяческих соблазнов. Сегодняшний Зилов не ноет и не жалуется – он хочет и пытается получать от жизни удовольствие. Понимает, что запрограммирован на большее, что в нем есть масштаб и энергия. Но в ситуации тотального приспособленчества и конформизма его дарования остаются невостребованными. Каждый раз, идя на сделку с совестью, он говорит себе: сегодня я это сделаю, а завтра заживу иначе. Но это самообман. История начинается с маленького компромисса, когда он от своих хозяев получает полувзятку, которая его закабаляет. А потом неукоснительно ползет по этому пути. Коготок увяз – всей птичке пропасть…

Но Зилов для меня не конченый человек. Сохранить себя можно только через живое человеческое чувство. Если в картине Мельникова герой просто обманывал свою жену, то в нашей картине его взаимоотношения с героиней Чулпан Хаматовой – это все-таки про любовь. Но как только эта любовь оказалась Зиловым растоптанной, жизнь потеряла для него точку опоры.

– Знаю, что вы уже показывали «Райские кущи» на фестивалях. Как кино воспринимают зрители?

– Адекватно воспринимают. Пару недель назад показывал картину в Риге. Во время обсуждения встала интеллигентная дама и говорит: вся беда в том, что в русской ленте мы узнаем себя, все мы оказались в духовном тупике. И та же мизансцена едва ли не буквально повторилась в Варшаве. «Это про нас, про время победившего конформизма», – говорили после премьеры польские зрители. Выходит, мы уловили общую тревожную тенденцию, когда мерилом человеческой жизни становится погоня за успехом, за материальным, а сущностные вещи перестают быть определяющими. Но важно, что наше общество это, кажется, осознает, пытается противостоять.

Недавно я встретил Евгения Евтушенко. Мы с ним поговорили полчаса. И меня поразило, что этот уже немолодой, тяжелобольной человек с горящим взглядом оптинского старца за последнее время облетал, объехал несколько десятков городов, на которых выступал со своими поэтическими вечерами. И это при том, что из-за ампутированной ноги он с большим трудом передвигается. «Зачем вам это надо?» – спросил я. «Знаешь, в обществе накопилось столько злобы, агрессии, что кому-то надо смягчать, умиротворять нравы, говорить о любви, достоинстве, совести».

И здесь я полностью солидаризуюсь с нашим выдающимся поэтом. Надеюсь, что и своим фильмом тоже.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6053
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4582
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....