- Как это произошло, Леонид Юлианович? Вы были выдвинуты семеркой губернаторов нашего округа, предложены полномочным представителем президента?
- Очень просто. Позвонил Владимир Владимирович Путин и предложил мне работать в президиуме от Уральского округа. Я дал согласие и поблагодарил его. Никаких вопросов и расспросов.
- Как вы думаете, почему президент остановился именно на вашей кандидатуре?
- Думаю, дело тут в том, что опыт реформ экономики и государственной власти на территории нашей области наиболее схож с тем путем, который прошла вся Россия. Я имею в виду масштаб хозяйственных проблем, сложность строения субъекта Федерации, который включает в себя автономные округа, - это, наверное, предопределило выбор моей кандидатуры.
- Откровенно говоря, я выстраивал другую логическую цепочку. Вы - член совета директоров Тюменской нефтяной компании. Она получает весьма солидный кредит от американских банков - более 600 миллионов долларов. Церемонию подписания кредитных документов почтил своим присутствием президент. Здесь и обнаружилась близость ваших позиций...
- Это из области слухов и домыслов. К работе компании я действительно имею непосредственное отношение. И к тому, что она называется именно Тюменская, - тоже. Мне доверено представлять в ней интересы страны через государственный пакет акций. Вопрос о целесообразности кредита рассматривал совет директоров. Поскольку деньги пойдут на восстановление уровня нефтедобычи на Самотлоре, на социальные нужды нефтяников области, я голосовал "за".
- Правда ли, что московское руководство компании планирует ее переименовать? Исчезнет в названии слово "Тюменская", изменится сумма налоговых отчислений в местные бюджеты...
- Неправда. Было затрачено много сил, чтобы это название попало в реестры зарубежных банков и бирж. Наоборот, слово "Тюменская" помогает в общении с западными инвесторами.
- А по поводу налогов?
- Основная часть будет по-прежнему оставаться в Нижневартовске и Ханты-Мансийске. Не останутся обиженными и москвичи. А вообще хочу подчеркнуть, что всем нефтяным компаниям выгоднее перебраться из Москвы обратно в Тюмень. На месте удобнее оперативно решать многие возникающие каждый день проблемы. В том числе и по налогам. Я, как губернатор, приглашаю всех директоров к нам.
- Недавно вы заявили, что юг области, ранее бывший преимущественно сельхозтылом северного нефтегазового комплекса, тоже превращается в "нефтяной Клондайк". Что вы имели в виду?
- Здесь открыты и успешно разрабатываются богатые месторождения. В следующем году на юге области, то есть в непосредственной близости от областного центра, будет добыт миллион тонн нефти. Эта территория перестает быть лишь сельхозпридатком к могучему Самотлору или Ямбургу.
- Года три назад политический бомонд считал, что быть губернатором области не столь уж престижно. Вот губернатором Ямала - да. Там газ России, там нефть. А что Тюмень? Картошка да морковка. Сейчас уровень престижности южного губернатора, похоже, резко пошел вверх. Вы это ощущаете?
- Конечно, особенно сейчас, накануне губернаторских выборов.
- Журналисты в беседах между собой часто доказывают друг другу, что кандидатура будущего губернатора Тюменской области подбирается не здесь, а в Москве. А "демократические выборы" - процедура в основном техническая. Насколько это близко к истине?
- Скажу так: Россия уже прошла то состояние, которое вы нарисовали. Люди сильно изменились. Поэтому будут все-таки настоящие выборы. Я уверен, что сейчас никто не знает, кого люди выберут на пост губернатора области.
- Последний вопрос на очень больную тему. При вашем активном участии была создана областная комиссия по противодействию распространению наркотиков. Вы помогли найти большие средства для реализации программы борьбы с наркоманией и наркоторговлей. И вот недавно разнесся слух, что по вашей же инициативе финансирование этой программы прекращается, комиссия прикрывается. Что случилось, откуда эти слухи?
- Я не раз открыто заявлял, что недоволен тем, как расходуются десятки миллионов бюджетных рублей, выделенных под эту программу. В конце концов принялся лично контролировать работу комиссии. Отсюда и родились слухи. А ее финансирование никто не прекращал. В этом году уже потрачено десять миллионов рублей. Реконструируется реабилитационный центр в Тюмени, начинают работать его филиалы в Тобольске, в Голышманове, в Заводоуковске. Просто за это трудное и новое дело взялись другие люди, другие специалисты.
- И совсем напоследок: как вам видятся ваши функции в президиуме создаваемого Госсовета?
- Пока - участвовать в формировании повестки первого заседания и регламента работы нового органа. Замечу, что приведение местных законов в соответствие с федеральными началось довольно активно. Я это подчеркиваю с удовлетворением. Мы живем в одной стране и должны руководствоваться одними законами. Все много говорили и писали о необходимости навести элементарный порядок. Так вот, он начал наводиться уже не на словах, а на деле. Это, пожалуй, главная особенность сегодняшнего состояния государственной власти.