На прошлой неделе случилось происшествие в аэропорту Читы. При взлете Ту-214 отряда «Россия» с представителями делегации правительства РФ двигатель вышел из строя из-за попадания птицы. К счастью, опытные пилоты благополучно посадили самолет. Но ЧП снова поднимает вопрос, насколько защищены самолеты и их пассажиры при таких нежелательных встречах в воздухе.
После инцидента с правительственным самолетом Росавиация представила тревожную статистику. Оказывается, в нашей стране самолеты все чаще сталкиваются с птицами. К примеру, в июле было 185 таких случаев, что на 13,5% выше среднестатистического показателя последних лет. Только 9 июля было 10 таких инцидентов — в аэропортах Томска, Уфы, Казани, Новосибирска: Всего же с начала года зафиксировано 528 сообщений о столкновениях самолетов с птицами. Чаще всего ЧП имели место в аэропортах Пулково (37), Шереметьево (15), Внуково (12), Домодедово (10), Сочи (9), Калининграда (7). К счастью, обошлось без жертв.
Как говорит президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопаcность полетов», член Всемирного фонда безопасности полетов Валерий ШЕЛКОВНИКОВ, ежегодно в мире регистрируется около 5 тысяч случаев столкновения самолетов с птицами. Особую опасность представляют гуси и орлы, весящие больше 5 кг. Подавляющее большинство инцидентов происходит при взлете или заходе на посадку. Хотя в октябре 1991 года был случай, когда птица врезалась в DC-8-62 на высоте 11 890 метров! Валерий Георгиевич называет и такую цифру: на каждый миллиард часов налета приходится одно авиационное происшествие с жертвами, вызванное столкновением с биологическими объектами.
Кстати, летательный аппарат основателей воздухоплавания братьев Райт впервые столкнулся с птицей 7 сентября 1908 года. Спустя почти четыре года в Калифорнии первой жертвой стал пилот Кэлбрейт Перри Роджерс: чайка запуталась в тросах управления аэропланом, который рухнул с высоты полутора километров. А самый известный такого рода инцидент окрестили «чудом на Гудзоне». В Нью-Йорке 15 января 2009 года при наборе высоты пассажирский лайнер столкнулся со стаей гусей. При практически полной потере тяги двигателей экипаж виртуозно посадил самолет на зеркало реки. Все 150 пассажиров отделались легким испугом.
Есть ли способы избежать птичьих атак? Вроде бы да. Самолеты и аэропорты оборудованы специальными устройствами, издающими отпугивающие звуки. Но даже акустические пушки и пиротехника не гарантируют стопроцентной защиты.
ИКАО выпустило специальное руководство для аэропортовых служб, касающееся создаваемой дикой природой опасности и методов ее уменьшения. В нем программы контроля, оценки риска, управление инфраструктурой, правила землепользования в районах аэродромов и многое другое.
Для оценки рисков, считает Шелковников, должны делаться выводы. Действует ли в данном аэропорту процедура отчетности о столкновениях с птицами, а заодно и с дикими животными? Сколько сообщений о подобных инцидентах было предоставлено экипажами за последние пять лет? Составлен ли перечень объектов на территории аэропорта и его окрестностях, привлекающих тех же птиц? Запрещены ли мусорные свалки вокруг аэропорта? Об этом напомнил случай трехлетней давности с приземлением лайнера «Уральских авиалиний» на кукурузном поле в Жуковском.
Известно, что ученые всего мира работают над различными датчиками, способными самостоятельно оценивать состояние самолета и даже исключать необходимость прерывать полет после столкновений с птицами. Ведь любой возврат в аэропорт бьет по экономике авиакомпании. Пока же такой системы нет, считают эксперты, предупредительные звуки и высокая квалификация пилотов будут единственной гарантией безопасного полета. Хотя орнитологи считают, что выход могли бы подсказать сами пернатые: птицы никогда не сталкиваются друг с другом в воздухе.