Ежедневные новости из Украины все больше напоминают тревожные сводки из психбольницы, где пациенты соревнуются друг с другом в изощренном членовредительстве. Причем конкурс «креативных идей» направлен исключительно в одну сторону: как разорвать связи между народами России и Украины.
Каких только предложений мы не услышали в последние дни — и введение визового режима (который на самом деле ударит исключительно по украинцам), и блокировка российских соцсетей и полезных интернет-сервисов (которыми пользуются миллионы украинцев), и предание анафеме главной бухгалтерской программы 1С от российских разработчиков (а ведь на ней держится экономическая жизнь Украины)...
Последняя инициатива тоже поражает шизофреническим масштабом: власти Украины с 1 июля планируют полностью прекратить железнодорожное пассажирское сообщение с Россией. Лоббируют это смелое решение известные персонажи — секретарь СНБО Александр Турчинов, который прославился развязыванием кровавой бойни на Донбассе, и спикер Рады Андрей Парубий, замешанный в отстреле людей во время Майдана. Кстати, у пана Парубия имеется вполне официальная медицинская справка о мучивших его с самого детства психических отклонениях, поэтому стойкое желание «пациента» перекрыть до кучи и пассажирское сообщение с Россией особого удивления не вызывает.
Впрочем, официальная версия готовящейся железнодорожной блокады — месть России за то, что она поддерживает сообщение между РФ и мятежными республиками Донбасса. Еще одно объяснение: падение пассажиропотока между нашими странами. При этом бывший замминистра транспорта Украины Александр Кава признает, что пассажирские перевозки для железнодорожников Украины очень выгодны — они осуществляются составами и бригадами украинского формирования, а цена на билеты в 4 раза выше внутриукраинского тарифа.
Напомним, что из Украины в Россию сегодня ходят 19 поездов, на обслуживании которых трудятся тысячи украинцев, да и пользуются поездами в подавляющем большинстве жители Незалежной. Россияне по возможности стараются вообще не соваться на территорию, где правят паны парубии и им подобные.
В случае отмены всех пассажирских поездов можно предположить резкий взлет нелегальных приграничных автобусных перевозок из страны в страну. Ну и, конечно же, провозглашенная в Киеве идея уже вызвала тихий праздник у белорусских железнодорожников, которые получают свободный от конкурентов рынок пассажирских перевозок из Украины в Россию через Белоруссию. Крюк небольшой, а против Минска киевские «креативщики» в крестовый поход пока не собрались.
То, что в результате очередной затеи пострадают интересы украинских граждан, киевскую власть особо не волнует. Как заявили представители «Блока Петра Порошенко», «любое обострение отношений с Россией, будь то отключение соцсетей, прекращение железнодорожного сообщения или перспектива введения виз, поднимают рейтинг президента в глазах патриотически настроенного электората».
То есть чем хуже, тем лучше.
Слово экспертам
Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования
— Для Украины принципиально важен разрыв связей с Россией еще и для того, чтобы не сравнивали. У многих россиян жизнь тоже не сахар. Но когда миллионы украинцев отправляются на работу в Россию и сравнивают ситуацию там и тут, то сравнение явно не в пользу киевского режима. А фактически они стимулируют, чтобы народ уезжал навсегда. Простой пример: десятки лет на Российском Севере вахтовым методом работали нефтяники и газовики с Западной Украины. Всех все устраивало. Но когда только возникли разговоры о возможном введении виз между Россией и Украиной, эти люди побежали получать российское гражданство, потому что работа в России — их единственный источник существования. Вряд ли их пригласят в какой-нибудь «Шелл» добывать нефть в Мексиканском заливе. И это тоже устраивает российские компании, которые получают квалифицированных специалистов, и они теперь точно будут постоянно у них работать. То есть сейчас Украина как бы дает понять тем, кто колебался и думал, чтобы они делали окончательный выбор. Если уедут в Россию — скатертью дорога. А вот те, кто остался, — с теми теперь можно делать все что угодно.
Александр Абросимов, председатель свободного профсоюза Харьковского вагонного участка
— Среди наших работников к планам перекрыть пассажирское сообщение с Россией отношение самое отрицательное. Особенно это ударит по харьковским железнодорожникам: до Львова у нас свыше 1000 км, а до Белгорода — 70. Между нашими регионами очень тесные узы. Если Львов больше общается с Польшей и Венгрией, то мы общаемся с Белгородом, Курском, Орлом — у нас тут и родственные связи, и никакого языкового барьера. Массы людей едут поездами на заработки в Россию, причем с той же Западной Украины едут не меньше, чем из Харькова. Если они закроют сообщение, то просто отнимут работу у людей. Только на Харьковском вагонном участке трудятся больше 3 тысяч человек. А сколько таких же в Киеве, Одессе, Львове и других городах... Куда они всех этих людей денут? Крым сегодня закрыт, на Львовском направлении составов и так хватает, а в Европу наши вагоны просто не пустят. То есть наших железнодорожников лишают последнего куска хлеба...