Такого холода в конце марта ереванцы, с которыми я разговаривала, не помнят. Снег лежит и не тает. Явно холоднее, чем в Москве. Но на атмосферу переговоров президентов России и Армении погода никак не влияла. Когда они вышли к журналистам после несколько затянувшейся беседы, уже по выражению их лиц (притом, что политики такого ранга умеют когда надо скрывать эмоции) можно было понять: встреча проходила в теплой обстановке.
И действительно, Роберт Кочарян подтвердил "очень добрый и конструктивный характер встречи". А Владимир Путин отметил, что прошедшие переговоры были "очень насыщенными и полезными", причем обсуждались и двусторонние, и региональные, и международные вопросы.
Да иного никто и не ожидал. И хотя армянские журналисты с жаром говорили о том, что антироссийские настроения в армянском народе увеличиваются, было заметно - они сами будут рады, если им сказать, что они ошибаются.
Россия и Армения договорились, как сообщил Путин, продолжить работу над совместными проектами в энергетике, в инвестиционной деятельности, в банковской сфере. Он, кстати, сказал, что в порт Поти уже пришел первый паром, открывающий транспортный коридор между Россией и Арменией. Для республики это чрезвычайно важно.
Обсуждали президенты, конечно, и проблему Нагорного Карабаха. И Владимир Путин заверил общественность: Россия будет "всячески содействовать" урегулированию конфликта.
Журналисты с прошлого вечера ждали реакции на события в Киргизии, и, естественно, вопрос об этом прозвучал первым с российской стороны (ответ читатель найдет на этой же странице в материале "Они хорошо известны в России").
А вот что сказал Владимир Путин, отвечая на вопрос армянского журналиста - не от разочарования ли в Содружестве происходят все последние бархатные и прочие цветные революции в постсоветских странах?
- Все разочарования - от избыточных ожиданий, - произнес президент России.
Он напомнил, как создавалось Содружество Независимых Государств, - не столько для объединения, сколько для того, чтобы "процесс распада СССР проходил цивилизованно, мягко". По мнению Путина, только сейчас, в рамках объединений, таких как ЕврАзЭС, ЕЭП, появляются "элементы реального экономического сотрудничества". Он считает, что как раз на базе таких объединений "будут складываться и новые интеграционные сообщества". В то же время президент уверен: нужно сохранить СНГ - это "весьма полезный клуб" для выяснения общих вопросов, поскольку другой площадки для этого нет.
У Людмилы Путиной в Ереване была своя программа. Вместе с Беллой Кочарян она вчера открыла Центр русской книги, призванный знакомить армян с самыми известными произведениями русской классической и современной литературы, а также с периодическими российскими изданиями. Роль этого центра в продвижении русского языка и культуры, как надеются первые леди, будет значительной.
А вечером в Национальном театре оперы и балета президенты с супругами и весь цвет ереванского общества собрались, чтобы открыть Год России в Армении.
мнение эксперта
Андраник МИГРАНЯН, вице-президент фонда "Реформа", политолог:
- Армения - единственное постсоветское пространство, на котором есть военные базы, где есть российские пограничники, где общая ПВО. Но республика не чувствует, что действительно является стратегическим партнером России, что имеет определенные преимущества по сравнению с другими странами СНГ, даже с теми, которые резко негативно относятся к России. Нет никаких льготных цен на топливо, энергоносители и прочее. Между тем Армения - единственное из постсоветских государств, которое пошло на предоставление имущества за долги. При том, что Россия списывала долги иногда миллиардами, а тут речь шла всего-то о 100 миллионах, за которые Россия получила несколько предприятий. Армения пошла на это, надеясь, что Россия захочет поднять уровень экономических отношений, подтянуть его до уровня военно-политических, что эти предприятия будут реконструированы, туда пойдут инвестиции, они заработают и будут созданы рабочие места. Но ничего не происходит. И это,