Наши телевизионные семейные саги оказывают на зрителя прямо-таки магическое действие. Если включить их на середине, скажем, третьей серии, тут же бросятся в глаза сюжетные несовпадения и вымученные диалоги. Подумаешь, как можно такой бред смотреть, и нажмешь на другую кнопку. Но если начать с самого начала, непременно засосет. Вроде в глубине сознания и отдаешь себе отчет в том, что не стоит тратить время, но ничего поделать с собой не можешь. Из последних примеров — «Семейный альбом», показ которого завершился на «Первом».
Тихое дачное место, просторный деревянный дом с добротной мебелью, круглым столом под абажуром и зеркалами в массивных рамах. В таких интерьерах в 50-е годы жили генералы, академики и классики соцреализма. Здесь расположено и родовое гнездо семьи Колокольцевых. Три поколения обитателей. Старшее — в лице старика-профессора, внешне похожего на всех великих ученых, из числа тех, чьи портреты висят в школьных кабинетах, и его властолюбивой супруги Галины Васильевны, тщательно следящей за верностью семейным традициям. Среднее представлено Надеждой, соломенной вдовой профессорского сына, тоже физика, загадочно исчезнувшего шесть лет назад (то есть в первой серии). И младшее — две внучки патриарха: старшая Ольга и младшая Катя.
Разумеется, все смешалось в доме Колокольцевых. Галина Васильевна в постоянных контрах с невесткой, ее в Надежде раздражает все, но главным образом то, что та не убивается от горя с утра до ночи, а, напротив, пытается устроить свою жизнь. Ольга, которая поначалу, к великому удовольствию профессорской четы, собирается замуж за ученика Колокольцева, за несколько дней до свадьбы встречает красавца из внешторга и, покоренная его обаянием и открывающимися перспективами, теряет голову. Жених-физик застает парочку в самый неподходящий момент и от отчаяния решает уехать в Новосибирск, подальше от «гнезда» с его страстями и поближе к лаборатории, где можно заняться любимым делом. Больше всех случившееся переживает Олина сестра Катя, с детских лет влюбленная в новосибирского беглеца.
Первое впечатление от «Семейного альбома» — будто где-то ты все это уже видел. И похожее родовое гнездо было, и авторитетный глава клана, и личные драмы его детей и внуков. И даже бесхитростную домработницу Маняшу, которая давно уже стала своей и на этом основании позволяет себе рубить правду-матку. Где же было подобное? В «Московской саге»? В «Доме с лилиями», «Доме на Озерной» или «Доме образцового содержания»? Ну да, нечто похожее там имелось. Но это же можно найти и во многих других мелодраматических сагах.
Главная же причина сходства в другом — во всех этих сериалах присутствуют так называемые родовые признаки жанра. Это продолжительные и разветвленные сюжетные линии, герои, принадлежащие к разным поколениям, хитросплетения судеб, тщательно проработанные образы персонажей, в том числе и второстепенных.
И еще названные и неназванные сериалы этого жанра объединяет то, что их основу составляют любовные перипетии, сопровождающиеся изменами, интригами, встречами и разлуками. Ну а уж к главному, к страстям этим, прилепляется антураж: профессии героев, жизненные обстоятельства, родовые гнезда и прочее.
И вот что интересно. Чем сильнее прописаны в сценарии человеческие чувства и чем более неброско представлено все остальное, тем сериал оказывается притягательнее. Самый лучший способ достичь желаемого — это свести элементы, обслуживающие любовные коллизии, до уровня узнаваемых стереотипов. Зритель должен фиксировать их, чтобы понимать, в какое время происходят события, но не отвлекаться от главного. Следователи НКВД, оттепель, застой и прочее должны узнаваться, но не мешать сопереживанию влюбленным, разлученным случаем или веяниями времени.
В «Семейном альбоме» адресации к стереотипам много. Младшая из сестер Колокольцевых готовится стать физиком. Но потом ее резко затягивает творчество и она, к неудовольствию Колокольцевых, бросает институт. Что-то про физиков и гуманитариев начала 60-х мы слышали, не так ли? А чтобы пробиться на страницы газеты, Катя ставит перед собой практически невыполнимую задачу: взять интервью... как вы думаете, у кого? Ну конечно, у Гагарина!
Также из сериала можно узнать, что в мире театра, где пытается работать Ольга, все решается через постель, а успех никогда не прощается. Что ради карьеры чиновники готовы на все, как, например, отец красавца-внешторговца. Что настоящий ученый, как говорит старый профессор, «должен выбирать между женщиной своей жизни и делом своей жизни»...
В сериале на заднем плане часто работает радио. Льются задорные пионерские песни, дикторы рассказывают об успехах народного хозяйства. И это тоже направлено на определенный стереотип. Не вникая в суть, зритель должен подсознательно вспомнить, как в давние советские времена приемники не выключались, как днем звучали позывные «производственной гимнастики», а в Петропавловске-Камчатском всегда была полночь. И тогда он уже не заметит ни плохую компьютерную графику, с помощью которой показан Ленинград полувековой давности, ни сюжетные ляпы.
Да и само название — «Семейный альбом» — разве не вызывает у любого зрителя определенные ассоциации?
Блестяще использовав указанный прием, заняв в сериале превосходных актеров (Игоря Скляра, Бориса Романова, Эру Зиганшину, Екатерину Олькину), авторы добиваются своего и собирают большую благодарную аудиторию.