- Николай Петрович, либеральная экономика, к которой призывало не одно поколение экономистов, стала у нас, можно сказать, реальностью. Однако жить, как на Западе, мы не стали. Почему?
- Мы создали либеральную модель, которой нет нигде в мире. Сначала отдали основные средства производства и природные богатства, приносящие сверхприбыли, в руки тех, кого теперь именуют олигархами. А потом стали ломать голову, как сформировать бюджет, где взять деньги на зарплату учителям и медикам.
Мало кто знает, что от приватизации Россия получила в 12 раз меньше, чем, скажем, Боливия. Доход небольшого латиноамериканского государства составил больше 90 млрд. долларов, а российский бюджет получил меньше 9 млрд.
- Приватизация была дикой. Но значит ли это, что придется пересмотреть ее итоги...
- Знаете, это вопрос соотношения сил. Вернуть не все, но хотя бы изрядную часть - колоссальная политическая задача. Есть ли у власти на это силы и воля? Не знаю.
- Немало говорят о природной ренте - она, мол, принадлежит всему обществу, а не хозяину месторождения, скважины.
- Тем не менее вернуть ее в казну крайне сложно. Лично я бы на это не решился. Попробуйте обложить олигархов высокими налогами - такой крик поднимется! Будут твердить, что бизнес душат, инвесторов распугивают и вообще - "государство бандитское". Хотя те же залоговые аукционы - вот это был бандитизм чистой воды... Но если власть решится на этот конфликт, то я ему пожелаю успеха.
В начале 1992 года все наши фонды оценивались в 2 трлн. рублей. В банках на счетах у предприятий и граждан было 900 млрд. рублей, их них 300 млрд. - личные накопления. Вот эти средства могли стать базой для нормальной приватизации, как у Маргарет Тэтчер. Но деньги сгорели.
- Считаете, надо было отдавать собственность людям в обмен на сгоревшие вклады?
- Для начала достаточно было провести акционирование, перевести предприятия на хозрасчет. Я говорил людям из команды Гайдара: "Зачем все раздавать задарма? Да, какие-то фирмы загнулись бы, кто-то выжил, зато это была бы их собственность, купленная за их кровные деньги". Но реформаторы торопились и меньше всего думали о справедливом распределении собственности. Главное, считали, - скорее раздать, чтоб не было заднего хода.
- Но, согласитесь, государство - не всегда хороший хозяин. Полно госпредприятий, которые работают все хуже.
- Это следствие идеологических просчетов. Лозунг "государства должно быть как можно меньше" был понят превратно. Да, пусть государство не собственник завода, но это вовсе не значит, что оно должно из экономики уйти. Государство - это необходимое насилие, насилие в интересах общества. Потому что без эффективной судебной и правоохранительной систем криминальная сволочь все разнесет.
Или другой аспект. Ну скажите - как на голом либерализме сохранить Север и Дальний Восток? Какой "чисто рыночный" тариф выдержат перевозки от Смоленска до Владивостока? Установите цену на АЗС в 1 - 1,2 евро за литр бензина, как в Европе, - и вся наша экономика встанет.
А призывы к коммерциализации здравоохранения, образования вообще от лукавого. В США образование на 75 процентов бесплатное. Мы что - богаче сытых американцев?
- Зато за жилье там платят по полной программе.
- Действительно, большинство населения там за дома и квартиры отдает примерно треть доходов. Правда, и качество жилья получше. Когда наши либералы говорят, что у нас бензин дешевый и квартплата маленькая, то я в ответ спрашиваю: во сколько раз занижена наша зарплата? По сравнению с США - в 20 раз. Вот где главная ценовая деформация! Но наши либералы, ратующие за удорожание коммунальных услуг, не вспоминают об этом "пустячке". А он все ставит с ног на голову.
- Вы предлагаете цены снижать? Но ведь это утопия.
- Я говорю о другом: призыв к подтягиванию цен на товары и услуги к мировому уровню должен подкрепляться соответствующим повышением доходов граждан. Пока в национальном доходе у нас зарплата занимает меньше 40 процентов. А в развитых странах этот показатель свыше 70 процентов. Вот и решайте, где большая социальная справедливость.
- Вопрос в том, как сделать зарплату рыночной...
- Есть отработанная технология. Минимальная часовая оплата в США - около 7 долларов. Вот рубеж, который там работодателю нельзя переходить, меньше заплатишь - угодишь под суд. Кто нам мешает установить почасовую "минималку"? А от нее уже идти к новым тарифам на ЖКХ, стоимости железнодорожных перевозок и всех товаров.
В России реально установить плату в 2 доллара за час, 350 - в месяц. Мне скажут, что трудно работодателей заставить, что силенок нет, контроля нет. Но ведь когда-то надо наводить порядок? На распродаже природных богатств долго не протянем.
- Но ведь реформы худо-бедно идут, жизнь медленно, но начинает меняться к лучшему.
- При таких темпах понадобится поколение, может быть, даже не одно, чтобы подтянуться к уровню развитых стран. Да, за 10 лет мы ушли от братков с бычьей шеей, в бизнесе возникают такие понятия, как корпоративная этика, права акционеров. Но считать нас страной с рыночной экономикой преждевременно. О чем речь, если страна живет без кредитов? Банки дают деньги только своим. Причем долгосрочные ссуды составляют всего 3 - 4 процента, все остальное - краткосрочный кредит со счетчиком за пазухой. То есть своей главной функции банки не выполняют.
Я тогда поверю, что экономика выздоравливает, когда люди достанут деньги из "матрацев" и понесут в банк. 8 лет шли споры вокруг закона о гарантиях банковских вкладов. И вот наконец принят проект закона, который дает гарантии полного возврата только 20 тысяч рублей. Человеку, собирающему деньги на квартиру, хватит разве что на похороны.
- Почему же получилось "как всегда"?
- А потому что никто не хочет защитить права вкладчика. Не хочет банковское сообщество, не хочет правительство, Дума.
Тут не должно быть иллюзий. Вспомните, как обсуждался вопрос о таможенных льготах на импорт табака, спиртного, автомобилей, лекарств. Цена вопроса - 6 млрд. долларов в год, а получили льготу те, кто потом оказался на Котляковском кладбище: бывшие воины-афганцы, деятели от спорта. Так вот, когда поставили вопрос в Думе, то за ликвидацию этой кормушки голосовало только 6 человек!.. Льготы в конце концов отменили, выделили 10 миллиардов в качестве компенсации за ущерб. С тех пор никто не знает, где эти деньги.
Между прочим, в ту пору на всю науку из бюджета отпускалось 200 млн. долларов.
- Так ведь и сегодня нам повторяют, что денег в бюджете не хватает - на науку, зарплату учителей, врачей...
- А откуда деньги возьмутся, если экономика в заколдованном кругу? Зарплату не повышают, потому что нет денег в казне, а она пуста, потому что в стране низкий покупательский спрос и мало собирается налогов.
Такое впечатление, что власть не осознает серьезность ситуации. Нищенские пенсии и зарплаты стали камнем преткновения для реформ, которые правительство само предлагает. Вот, говорят они, вся беда в том, что наш человек от природы - пьяница и лодырь. Но ведь на протяжении нескольких поколений этому человеку платят копейки - и вы хотите, чтобы он надрывался?
- Рост зарплаты - ниточка, за которую можно поднять экономику, как барон Мюнхгаузен вытащил сам себя за волосы?
- У меня нет рецепта быстрого подъема. В 98-м экономика опустилась до самого дна, сейчас выкарабкиваемся. Сколько понадобится времени - не знаю. Но уже то хорошо, что президент за два года не совершил "великих переломов" - радикально ничего не изменил, но и просчетов не сделал. А экономика выздоравливает, когда не закладывают крутые виражи. Один известный герой говорил: "Спокойствие, главное - спокойствие"...