Внимание американцев привлекла статья "Опасное сближение" ("Труд" за 27 июня с.г.), в которой рассказывалось не только об опасном приближении к МКС блуждающих "снарядов" - массивных фрагментов космического мусора, но и о том, как российский и американский ЦУПы взаимодействовали, чтобы не допустить рокового столкновения. Особенно поразил баллистиков США факт оперативной публикации в российской газете "Труд" переговоров специалиста российского ЦУПа Евгения Мельникова и его американского коллеги Ларри Стримпла о возможном уклонении станции от космического мусора. "Ты, Ларри, теперь стал в России знаменитостью", - шутили его друзья.
Л. Стримпл, один старейших сотрудников американского ЦУПа, еще три десятилетия назад участвовавший в реализации первой совместной пилотируемой программы двух стран "Аполлон" - "Союз", сожалел, что не знает русского, и просил показать, где именно в статье рассказывается о нем. Ларри был польщен, что такая публикация появилась "не в местной, а в общенациональной российской газете". Номер "Труда" подарили американцам наши специалисты, приезжавшие недавно в Хьюстон на очередную встречу Международной баллистической группы.
ШАТТЛ ИЗМЕНИЛ ОРБИТУ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНЦИИ
Что же обсуждали за закрытыми дверями в течение 12 дней российские и американские баллистики? "Тем для обсуждения было много, - говорит руководитель группы обеспечения маневров на орбите, специалист подмосковного ЦУПа Евгений Мельников. - Например, изменение шаттлом запланированной орбиты МКС". Прошлым летом "челнок" "Дискавери" состыковался со станцией. Во время выходов астронавтов в открытый космос шаттл своими мощными двигателями поддерживал ориентацию 300-тонного (включая массу "челнока") орбитального комплекса. При включении двигателей была изменена, или, как говорят специалисты, "возмущена" орбита МКС. Станция стала летать выше. Одновременно с российскими баллистиками и специалисты американского ЦУПа обнаружили изменение орбиты МКС. Позвонили в подмосковный Королев: "Ребята, фаза изменилась, знаете об этом? Давайте теперь прикинем, как исправить орбиту". Иначе возникли бы большие сложности со стыковкой следующего корабля "Союз".
Нашли оригинальное решение: не включать двигатели МКС на торможение, а просто изменить положение панелей солнечных батарей и наружных радиаторов охлаждения таким образом, чтобы увеличилось атмосферное сопротивление полету. Хотя в космическом вакууме нет воздуха, но там и не абсолютная пустота, ибо имеются различные частицы, ионы... Станция из-за этого сопротивления ежесуточно опускается на 80 - 100 метров. В результате удалось за два месяца восстановить параметры орбиты и оптимальные условия для полета корабля "Союз ТМА-7". Что и требовалось доказать. Вот вам одна из задачек.
КАК ИЗБАВИТЬСЯ В КОСМОСЕ ОТ ОГРОМНОГО БАЛЛОНА С АММИАКОМ?
Снаружи американского сегмента станции укреплен большой 600-килограммовый баллон с аммиаком (а не с метаном, как написали недавно в одной из российских газет!). Теперь уже не так важно, с какой целью он использовался, но планы изменились, и он стал мешать дальнейшему строительству станции. Что делать? Просто так отбросить его нельзя - угроза столкновения возникнет. Из множества решений выбрали это: американский астронавт во время выхода в открытый космос отстыкует баллон, отведет его от МКС, а затем станция, включив двигатели, сама уйдет на другую орбиту, подальше от опасного соседа.
Проблема космического мусора, конечно же, тоже обсуждалась на рабочей встрече в Хьюстоне. Ситуация с каждым годом становится все более опасной. Особое беспокойство вызывают отработавшие свой срок космические аппараты, которые иногда взрываются, образуя огромное, расходящееся в космосе на сотни километров облако, состоящее в основном из массы мелких осколков. При этом фрагменты размером менее 10 сантиметров наземные радары засечь не могут.
Отчего взрываются космические аппараты? Скорее всего, в них остается топливо, которое при изменившихся условиях вступает в какие-то реакции, и в результате образуется гремучая смесь. Часто ли происходят такие взрывы? Этот вопрос недостаточно изучен. Но с начала строительства МКС зарегистрировано уже 30 разрушений космических аппаратов, только за последний год дважды фиксировались взрывы на орбите.
В общем, баллистики подробно обсуждали вопрос: сможет ли МКС обходить стороной пространство, где происходили взрывы спутников? Нет, пока это невозможно. Значит, надо по максимуму снижать риск: разворачивать станцию так, чтобы минимизировать угрозу жизни экипажа. В настоящее время существует международное соглашение, в соответствии с которым перед завершением эксплуатации любого космического аппарата все топливо должно сливаться. Тогда и взрывов в космосе не будет.
ВМЕСТО 9 НАЗЕМНЫХ СТАНЦИЙ СЛЕЖЕНИЯ - GPS И ГЛОНАСС
Поистине революционные перемены ожидают российские наземные службы. О них рассказывает другой участник рабочей встречи в Хьюстоне - специалист российского ЦУПа Роллан Дзесов. Сейчас, как и в минувшие десятилетия, измерения орбит МКС и космических кораблей производятся в России с семи станций слежения, расположенных от Санкт-Петербурга до Камчатки. Однако скоро многое изменится. Космические навигационные системы точного определения координат - американская GPS и российская ГЛОНАСС - позволят вообще отказаться от наземных измерений.
Уже сегодня опытная эксплуатация аппаратуры спутниковой навигации на Международной космической станции дает поразительные результаты: практически ежесекундно (!) специалисты получают данные о точном положении МКС в пространстве. Да и запущенный недавно российский спутник для дистанционного зондирования Земли "Ресурс-ДК" тоже сам определяет свою орбиту с помощью этой системы. А в ближайшей перспективе системы космической навигации получат прописку на всех искусственных объектах - от орбитальной станции и космических кораблей до спутников различного назначения. В Хьюстоне баллистики двух стран как раз и обсуждали организацию совместной работы в новых условиях.
- Использование систем GPS и ГЛОНАСС даст нам возможность постоянно контролировать движение и орбитальной станции, и космических кораблей, - говорит начальник отдела российского ЦУПа Виктор Жуков. - Пока же из 16 витков вокруг Земли, что проходит МКС за сутки, насчитывается 7 "глухих" витков, то есть МКС находится вне зоны радиовидимости наземных российских станций слежения. На этих "глухих" витках ни измерить орбиту, ни передать на борт сообщение мы не можем. Когда будут введены и новые спутниковые ретрансляторы, и система автономной навигации, "глухих" витков не останется...