ГАЛКИН ОТДЫХАЕТ
Московский третьеклассник Вова зажал нос пальцами и с грузинским акцентом пробасил в телефонную трубку: "Это звоныт бен Ладен. Школа замэнирована". Сказал и радостно побежал домой: контрольной не будет! Впрочем, радовался он недолго. Его вычислили через два дня. Вова размазывал слезы по щекам и пытался понять, почему милиция не поверила его "грузинскому" акценту, ведь им восхищался даже друг Гиви.
- Никакая имитация акцента или дефектов речи не спасет преступника от разоблачения, - уверяет меня зам. начальника отдела фоноскопических экспертиз Татьяна Назарова. - Мы можем расколоть даже профессиональных пародистов. Как бы человек ни вживался в образ, в его речи обязательно промелькнет собственная дикция. Ведь артикулярный тракт остается неизменным. Так что Галкин, пародирующий Ельцина, нас не обманет, даже в профессиональном смысле это не интересно - слишком очевидны различия.
На имитации прокалывается не только молодежь. Не так давно сотрудникам Центра пришлось распутывать довольно сложное дело. Некий пожилой фигурант по недавнему убийству известного в России человека передал следователям запись разговора якобы с одним из сотрудников милиции. На фонограмме шла речь о необходимости "убрать" финансиста. В разговоре участвовал человек, говоривший с кавказским акцентом. Фоноскопистам не составило труда выявить, что акцент был грубо сымитирован и запись является "липой".
"ВОЗБУДИ МЕНЯ ПО ТРУБКЕ!"
Телефонным терроризмом чаще всего занимаются подростки 13 - 17 лет из неблагополучных семей. Так они стараются самоутвердиться. Их излюбленное время - с восьми вечера до восьми утра. Осенью и зимой терроризируют чаще, чем весной и летом. На этот скользкий путь иногда становятся и благополучные дети, старающиеся отмазаться от контрольных или экзаменов. Кроме того, некоторые тинейджеры пытаются таким образом сексуально реализовать себя.
- Они звонят в "Службу спасения" или "02", где по телефону отвечают, как правило, женщины, и говорят: "Это секс по телефону? Возбуди меня по трубке!" - продолжает Татьяна Назарова. - Звонков бывает очень много, но сотрудницы относятся к подросткам даже с пониманием: "Не звоните больше или уж лучше расскажите какой-нибудь анекдот".
Проблемы подкидывают не только тинейджеры. Пару лет назад экспертов поразил один террорист, похоже, душевнобольной. К делу запугивания он подошел профессионально: вносил в память компьютера аудиозаписи своих речей, редактировал (например, вырезал паузы), затем звонил в милицию и воспроизводил по телефону свои аудиопослания. Их сюжет был одинаков - обиды на весь свет, из-за которых этот профессионал и закладывал бомбы на вокзалах. Бомб на самом деле не было, однако звонки влетели государству в копеечку, ведь приходилось эвакуировать пассажиров, вызывать спецтехнику, осматривать огромные помещения. И все же компьютерные ухищрения не помогли: злоумышленника поймали.
КАК ФИЛЬТРУЮТ БАЗАР?
Сейчас в стране существует 62 фоноскопические лаборатории, включая головную - ЭКЦ МВД России. Оборудование в них на уровне. Имеются, например, российская автоматизированная идентификационная система "Диалект", комплекс анализа речи "Икар Лаб", приборы магнитооптической визуализации, американские речевые лаборатории CSL и DSР-sonograph. Между лабораториями осуществляется постоянный обмен данными. Ходят слухи, что существует база голосов всех граждан России. По словам Назаровой, такой базы нет и не будет. Ее появление было бы незаконным. В фонотеках лабораторий хранятся записи только тех людей, которые совершили противоправные действия.
- Есть определенная схема работы с такими звонками, - делится Татьяна секретами своего труда. - Мы получаем их из следственных органов. Сначала записи отцифровывают на компьютерах. Затем выявляется система акустических и лингвистических признаков, создается так называемый цифровой портрет говорящего. Все данные определенным образом кодируются и сохраняются. Этим занимаются работающие у нас акустики и лингвисты. Им приходится применять свои знания в области физики, математики, психологии, филологии и логопедии.
Цифровой портрет, спектр голоса помогают выявить устойчивые элементы в произношении. С их помощью можно отличить даже очень похожие голоса.
- Например, всем известные Лещенко и Винокур, - продолжает Татьяна. - Их голоса мало отличаются друг от друга, особенно когда второй пародирует первого. Но если прислушаться, то окажется, что у Лещенко иногда проскакивают диалектные признаки - например, "дзеканье". В речи Винокура их нет, и она не такая быстрая. Специалистам эти особенности хорошо заметны.
Фоноскопистам приходилось распутывать и совсем уж невероятные истории. Татьяна рассказала о двух сестрах-стюардессах, одну из которых подозревали в контрабанде. Сестры были близнецами, имели похожие голоса и схожее образование. Тем не менее эксперты вычислили контрабандистку. У нее оказался чуть-чуть менее высокий уровень культуры, который выразился в определенных интонационных нюансах.
ДЕРЖИТЕ ПАУЗУ
Впрочем, акустических признаков недостаточно. Тогда помогают комплексные исследования, включающие кроме акустических и лингвистические признаки. Они исследуются на трех уровнях: речевого потока, фразы и слова и звука.
- Мы анализируем физиологические, коммуникативные и психологические особенности голоса, - продолжает Татьяна. - Как человек вступает в общение, какую лексику и речевые конструкции использует. Наконец как оформляет паузы. Каждая группа признаков может рассматриваться как изолированно, так и в комплексе с другими.
Комплексный метод помог распутать нашумевшее дело с "минированием" столичного "Шереметьево". Однажды за сутки там было зафиксировано почти сто сообщений о заложенных бомбах. Следователи вышли на троих подростков, живших в Подмосковье. Дело осложнялось тем, что звонившие передавали друг другу трубки и изменяли голоса. Однако фоноскописты смогли найти слабые звенья в их речи, которые и показали, что минеры и тинейджеры - одни и те же люди.
ТЕРРОРИСТ, ОТКРОЙ ЛИЧИКО!
В одной из серий "Бондианы" главный герой воспользовался аппаратом, который смастерил изобретательный Q. Приборчик неузнаваемо изменял его голос.
- Электроника действительно может многое, - продолжает Татьяна. - Но и мы не стоим на месте. Например, у нас разработана система признаков, позволяющая описывать тембр. Человеческий тембр трудно описать, но мы смогли это сделать. А самые последние наши наработки заглядывают в будущее. Когда-то Герасимов научился по черепу восстанавливать внешность человека, сейчас мы пытаемся сделать похожее на основании голоса. Мы уже довольно уверенно движемся к тому, чтобы представлять комплекцию, двигательные особенности, росто-весовые характеристики звонившего. Абсолютно безошибочная система появится, наверное, нескоро. Однако темпы развития фоноскопии в России таковы, что с каждым годом наши возможности все более возрастают. Уверяю, шансов уйти от ответственности у телефонных террористов остается все меньше и меньше.
ЧТО ГРОЗИТ ЗА ТЕЛЕФОННЫЙ ТЕРРОРИЗМ?
"Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет" (статья 207 Уголовного кодекса РФ).
Их вычислили по телефонному звонку
Недавно Дорогомиловский суд Москвы приговорил к шести годам заключения рабочего одной из строительных фирм Валерия Миляева. С 5 по 8 февраля 2007 года он сообщал по телефону "02", что располагает сведениями о готовящихся терактах и требовал за это ни много ни мало 5 миллионов рублей. Вымогателя поймали. Теперь его ждет колония.
В прошлом году два уральских студента позвонили в милицию и сообщили, что в Южно-Уральском государственном университете заложена бомба. Работа вуза была парализована на несколько дней. Ущерб составил более 2 млн. рублей. Студентов поймали. Одного осудили на восемь, другого - на четыре месяца лишения свободы в колонии-поселении.
В Великобритании 19-летний Энтони Эллитс получил 4 года лишения свободы за телефонный терроризм. Примечательно, что о бомбе он сообщил 7 июля, в день, когда в Лондоне произошла серия терактов "Аль-Каиды". На суде он жаловался, что ему просто не хватало человеческого внимания.