Конечно, могила на газовой трубе - вещь недопустимая. Но глава местной администрации к столь опасному соседству относится спокойно. Как и его коллега из Троснянского района, где кладбища "расползлись" по газовым трассам, несмотря на то, что в соответствии с нормами охраны газопроводов захоронения в радиусе 125 метров от действующих магистралей строго запрещены.
Орловская область - важнейшая транзитная территория для российского газа, идущего с Ямала на Запад. В последние годы строительство газопроводов на Орловщине велось особенно интенсивно.
Удачное территориальное положение и внимание со стороны газовиков позволили орловчанам сполна ощутить преимущества "газовой цивилизации": голубой огонь загорелся во многих населенных пунктах. Однако, щедро даря тепло и свет, газ не прощает фамильярного обращения с собой. Аварии на газопроводах, вызванные обыкновенной людской беспечностью, сегодня не редкость. В прошлом году, например, только на охранной территории российских газопроводов погибли 22 человека.
К сожалению, горький опыт мало чему учит. Во всяком случае, на Орловщине "Правила охраны магистральных газопроводов" нарушаются чуть ли не повсеместно. С ведущим инженером орловского управления магистральных газопроводов (УМГ) ООО "Мострансгаз" Александром Терешкиным мы прошли по некоторым наиболее опасным объектам и убедились, насколько здесь недооценивается вероятность возникновения "нештатных ситуаций".
Вот крупнейший в России завод по производству керамической плитки "Велор". В его строительство итальянский предприниматель Коррадо Чикарелла вложил 150 миллионов долларов. И продолжает заботиться о расширении производства, напрочь забыв о том, что в любое время его детище может взлететь на воздух вместе с элитной плиткой и стотонной свалкой, расположившейся в аккурат под окнами современного голубого здания, прямо на газопроводе высокого давления. Ситуация усугубляется тем, что здешняя газовая труба уже выработала ресурс прочности и нуждается в реконструкции. Механическое воздействие на нее особенно опасно, любая груженая машина может спровоцировать беду. Следуя требованиям безопасности, А. Терешкин заставил заводского прораба перекрыть грузовикам дорогу к свалке, а сам отправился к директору предприятия Владимиру Ростовцеву за разъяснениями. Тот вместо оперативных действий отделался набором дежурных фраз: "недосмотрели", "постараемся", "ликвидируем"... А грузовики тем временем возобновили путь к свалке. Обращения же газовиков в вышестоящие инстанции пока остаются без ответа.
Специалисты убеждены, что нарушение правил охраны газопроводов по трагическим последствиям сродни теракту. Между тем на тревожные предупреждения газовиков люди зачастую выдвигают встречные предложения: "Давайте я расписку напишу, что в случае чего претензий к вам не имею". Можно подумать, "в случае чего" пострадает только виновный, а не вся округа.
Пробить стену непонимания непросто, и даже таблички "Осторожно, газ!", установленные на самых опасных участках, орловчанам зачастую не указ. Вот участник садово-огороднического товарищества "Мир" некто Каменский построил себе домик в 13 метрах от газопровода. А чтобы рядышком разбить огород, выкорчевал мешавший знак - предостережение.
Полковник Вооруженных сил России Владимир Путятин подхватил "начинание" Каменского: он не только выстроил дом на запрещенной территории, но и дорогу к нему проложил со всеми нарушениями техники безопасности. На письменные обращения "Мострансгаза", которые приходится посылать аж в Якутию по месту службы нарушителя, полковник отвечает молчанием.
Однако бывает, что закрывать глаза на беспредел невозможно. История предпринимателя Толманова из этой серии. Он открыл возле автотрассы, идущей параллельно газовой магистрали Кромы - Орел, дорожное кафе. Потом пристроил к нему еще одно здание. Чтобы подвести воду в новый дом, ночью тайком раскопал газопровод и уложил в траншею водопроводные трубы. Предприниматель таился не зря, хотя имел разрешение от "Орелводоканала" (за соответствующим разрешением в "Мострансгаз" по понятным причинам он не обращался): только случай уберег посетителей кафе и ближайшую птицефабрику от взрыва.
Расследованием этого нарушения занялась Федеральная служба безопасности. Но этот случай, скорее, исключение из правил. По словам сотрудников "Мострансгаза", во всевозможных областных и районных инстанциях лежат килограммы "актов", "требований" и прочих "сигналов тревоги", не нашедших отклика у чиновников. Похоже, никого не беспокоит, что на газовой трубе "повисло" множество жилых зданий, дорог, фабрик, коммуникаций. А ведь охрана газопроводов - забота не только газовиков, но и всех, кто живет в непосредственной близости от них.