Академик Российской академии образования Валерия Мухина давно исследует методики преодоления стрессовых последствий подобных катастроф. За многие годы у нее дома собралась целая коллекция "видавших виды" игрушек. А показать ее широкому зрителю Валерия Сергеевна решилась впервые.
- После того как произошла бесланская трагедия, я работала в больницах Северной Осетии, - рассказывает Валерия Мухина. - Часто применяла в своей работе игрушки.
Куклу Машу "сочинила" шестилетняя девочка, оказавшаяся после теракта в родной школе на больничной койке и перенесшая несколько операций. Малышка не хотела ни с кем разговаривать, отказывалась есть, при звуке человеческого голоса отворачивалась и плакала. Только тряпичная Маша, которой она сама вышивала глаза, соорудила юбочку из старой простыни, а потом набила рисом, вернула ее к жизни.
А это - резиновый ежик с дырочкой в животике: наливая внутрь воду, трехлетний хозяин игрушки учил сказочного героя ходить в туалет. Когда мальчуган оказался запертым в спортзале бесланской школы, где отлучаться по нужде запрещалось, появился комплекс: писать нельзя, это опасно для жизни. Вместе с ежиком он учился преодолевать свой страх.
Среди этих игрушек нет ни куклы Барби, ни дорогих моделей авто. Оказывается, для того чтобы вернуть ребенка к нормальной жизни, они и не нужны. Потрепанные плюшевые звери, с которыми малыши провели в обнимку не одну ночь, порой куда ценнее и дороже.
- Организуя эту выставку, мы опасались, что юные посетители не поймут ее смысла, - говорит научный сотрудник музея игрушки Татьяна Шумунова. - Но вышло иначе: услышав рассказ экскурсовода о судьбах этих экспонатов, многие дети искренне сочувствовали и изъявляли желание принести в музей свои любимые игрушки, чтобы передать их в дар малышам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. Так что мир не без добрых детей.