ЕСТЬ ИДЕЯ
Совсем недавно, в начале июня, состоялся специальный "круглый стол" "Северный вектор развития России". Его инициаторами стали Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение", фонд "Российский общественно-политический центр", Совет по изучению производительных сил Министерства экономического развития и торговли РФ и Российской академии наук. Пожалуй, впервые пути укрупнения регионов обсуждались так тщательно и подробно. Как подчеркнул президент фонда "Российский общественно-политический центр" А. Салмин, резюмируя итоги мероприятия, участникам "круглого стола" удалось не только сформулировать главные задачи и проблемы предлагаемого процесса объединения регионов, но и предложить механизмы решения этой задачи. Что немаловажно: ведь речь идет об одном из ключевых направлений административной реформы.
На сегодняшний день предлагаются различные сценарии. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов, например, убежден, что объединять регионы необходимо по принципу регион-донор - регион-реципиент. Это, как подчеркивает политик, позволит экономически сильным регионам поддерживать экономически слабые, приведет к ликвидации ситуации, когда один регион является источником доходов для федерального бюджета, а другой, по замечанию спикера Госдумы Геннадия Селезнева, получает из федерального центра до 90 процентов своего бюджета.
Подобная ситуация не устраивает ни федеральные власти, ни некоторые экономически сильные регионы, которым приходится фактически брать на буксир отстающие области. Очевидно, что слияние регионов по предлагаемому принципу позволило бы устранить такие аномалии. К тому же, как считает губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, это значительно упростило бы административную систему страны и сделало бы государственное управление более эффективным. Трудно не согласиться с его заявлением, что 40 субъектами управлять с точки зрения государства можно гораздо эффективнее, чем 89. Особенно если учесть, что большинство из них экономически убыточные.
В то же время некоторые эксперты опасаются, что объединение регионов на деле обернется не экономическим выравниванием субъектов Федерации, а олигархической экспансией. К примеру, политолог Сергей Марков в целом одобряет идею слияния регионов, считает, что присоединение маломощных субъектов, не обладающих экономической целостностью, к более крупным и экономически развитым оправдывает себя с экономической точки зрения. В то же время он не исключает, что события будут развиваться по следующему варианту: олигарх, скажем, подмявший под себя один регион, теперь будет пытаться укрупнить его за счет присоединения соседнего региона. В этом случае страна, по мнению С. Маркова, расколется на своего рода олигархические вотчины, что сведет на нет все надежды на здоровую экономическую интеграцию областей в масштабах страны.
Впрочем, подобные пессимистичные прогнозы разделяют далеко не все. Политическая элита все больше склоняется к мысли о том, что время укрупнения регионов все-таки пришло. И первые шаги в этом направлении, как отметил спикер Совета Федерации, уже сделаны. Год назад было подписано соглашение о слиянии Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. По мнению Миронова, эксперимент идет настолько успешно, что его следовало бы перенять и другим регионам.
ЕСТЬ ПРИЧИНЫ
Укрупнение регионов особенно важно сейчас, когда приобрел актуальность вопрос о резком увеличении темпов роста производства и об обеспечении двукратного роста национального ВВП к 2010 году. Такую задачу поставил перед правительством президент. Судя же по недавним решениям кабинета министров, например, таким как, по сути дела, отказ от поддержки машиностроительной отрасли, ставка по-прежнему делается на сырьевой сектор экономики. Именно ему в ближайшие семь лет отводится роль локомотива экономического роста и основного источника наполнения федерального бюджета.
В то же время многие аналитики прогнозируют в ближайшие два-три года падение мировых цен на нефть до 15-16 долларов за баррель. К тому же через 7-8 лет, по оценкам специалистов, может начаться сокращение объемов добычи нефти. Конечно, это произойдет в том случае, если нефтяным компаниям не удастся обустроить российский Север, который является нашим главным источником нефти и газа.
Между тем обустройству Севера как раз и препятствует дробное деление на автономные округа. Такая административно-территориальная структура приводит к повышению себестоимости добычи нефти. Это терпимо, пока цена за баррель держится на уровне 25 долларов. А что ждет компании и бюджет в случае падения цен до 15 долларов? При такой рыночной конъюнктуре расходы на производство и транспортировку нефти не окупятся. И тогда проблема упрощения весьма запутанного и неэффективного административно-территориального деления встанет во весь рост.
ЕСТЬ ПРИМЕРЫ
Тем не менее искусственно ускорять процесс слияния регионов никто не собирается. Политики, экономисты и политологи единодушны в том, что инициаторами укрупнения должны выступать региональные власти, а не федеральный центр. И несомненно, что это должно происходить на добровольной основе - так, чтобы никто не мог упрекнуть федералов в навязывании регионам своей воли. И здесь есть положительные примеры. Мы упоминали об опыте слияния Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом. Богатый лесом и нефтью округ нуждался в инвестициях и комплексном управлении. А сама Пермская область после слияния получила возможность эффективно развивать природные богатства округа. Результат объединения, как считают эксперты, устраивает обе стороны процесса, и теперь можно ожидать ускорения темпов экономического развития, создания новых рабочих мест, улучшения социально-экономической ситуации.
Идет работа по объединению и других регионов. Так, сейчас на повестке дня вопрос о слиянии Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (одного из беднейших в России). Здесь процесс объединения может пройти легко потому, что до 1993 года округ входил в состав Иркутской области на правах национальной автономии. Его жители психологически вполне готовы к воссоединению. В ходе избирательной кампании 1999 года кандидаты в депутаты весьма охотно высказывались о возможном объединении регионов, о том, какие экономические и социальные выгоды это сулит. Так что вполне возможно, что Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский АО объединятся уже к 2006 году.
РОССИЙСКИЕ ПОЛИТИКИ: "ЗА" И "ПРОТИВ" ОБЪЕДИНЕНИЯ РЕГИОНОВ
Владимир ПУТИН, президент РФ:
"...Что касается укрупнения регионов, то так сложилось и так в Конституции записано: у нас - 89 регионов. Вместе с тем очевидным является то обстоятельство, что ряд регионов страны экономически несостоятелен, и они вряд ли когда-нибудь в ближайшем обозримом историческом будущем станут самодостаточными. В этом смысле, может быть, объединение с соседями является обоснованным и правильным.
Вместе с тем, хочу это подчеркнуть, решение о возможном разъединении и объединении отнесено Конституцией Российской Федерации к исключительной компетенции самих регионов России. И вы знаете, что некоторые регионы сейчас обсуждают эту возможность. Процесс, естественно, идет непросто, в соответствии с законом должны быть приняты внутренние решения в этих регионах. Мы, со своей стороны, эти обоснованные проекты готовы поддержать. Но это не должно приобрести какой-то обвальный характер. Нет цели бесконтрольного объединения только во имя объединения, это должно быть понятно, ясно и обоснованно".
Владимир РЫЖКОВ, депутат Государственной Думы РФ, член Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике:
"Если взять совокупность всех экономических и политических обстоятельств, то к идее укрупнения регионов я отношусь отрицательно. Единственным аргументом "за" может быть то обстоятельство, что у нас есть с десяток, не больше, субъектов Федерации, в которых очень незначительная численность населения, исключительно слабая экономика и которые потенциально могут быть достаточно безболезненно интегрированы с более крупными соседями. Их перечень известен. Например, Корякский автономный округ мог бы достаточно безболезненно войти в Камчатку. Или Эвенкийский округ, хотя это уже более тяжелый случай, потому что там огромные запасы нефти и потенциально, с точки зрения доходов и экономики, он может быть таким же мощным, как Ханты-Манси и Ямал. Или, скажем, Коми-Пермяцкий округ на севере Пермской области может быть достаточно безболезненно интегрирован".
Валентина ИВАНОВА, заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления:
"Вопрос административно-территориального устройства Российской Федерации очень важен. На мой взгляд, мы должны эту проблему рассматривать под углом проблем освоения Сибири и развития Севера - таким образом, чтобы новое административно-территориальное деление, которое так или иначе будет сформировано, способствовало обновлению парадигмы развития, выработке новой стратегии развития. Мне кажется, что, говоря о механизме укрупнения территориальных образований, нужно видеть прежде всего экономические факторы объединения.
В чем же основное содержание идеи укрупнения регионов? Смею утверждать, что это учет единых хозяйственных механизмов, созданных на протяжении всего прошлого века в рамках наших территориальных образований. Причем подчеркну: схемы объединения, интеграции регионов уже заложены в проектах Дмитрия Козака. Что в них предлагается? Предлагается следующая схема. Высокодотационные получают соответствующие трансферты, субсидии, финансовую помощь из муниципальных районов и субъектов Федерации. А у высокоприбыльных соответствующим образом меняется налогооблагаемая база, вводятся отрицательные трансферты и все сверх среднего уровня бюджетной обеспеченности изымается - понятно, что там есть ограничения, в законе это есть. Таким образом, мы видим, что идет укрупнение территорий, создается механизм бюджетного выравнивания, ликвидации бюджетной асимметрии".
Минтимер ШАЙМИЕВ, президент Республики Татарстан:
"Любые радикальные шаги по объединению приведут к отрыву верховной государственной власти от населения, и чем дальше будет центральная власть от народа, тем больше она будет вызывать противопоставление". Шаймиев считает, что по Конституции РФ субъекты имеют право на слияние путем проведения соответствующего референдума. "Ни в какой другой форме, и уж тем более по указанию сверху, осуществляться такое объединение не может". Глава республики также указал на полную несостоятельность утверждения о том, что "управлять Россией будет куда легче, если в стране останется вместо 89 субъектов вдвое меньше. Тот, кто говорит об этом, видимо, даже не представляет или реально не ощущает масштабы территории России". По его убеждению, вопрос укрупнения является настолько "тонкой и деликатной" материей, что подходить к ней нужно крайне осторожно, поскольку речь идет о судьбах очень многих людей, и за этим, по словам М. Шаймиева, "кроется череда незримых на первый взгляд процессов, которые могут иметь самые непредсказуемые последствия в будущем". "Нам для начала нужно научиться жить по действующей Конституции страны, и, видимо, из-за того, что мы относимся к ней как к предмету, который можно легко изменять, и появились в последнее время крайне легковесные заявления по поводу ускоренного объединения субъектов".