Переговоры по модернизации ГТС Украины, прошедшие в бельгийской столице, стали началом очередного витка газовых противоречий. Причиной тому послужило решение отказаться от услуг России. В итоговом соглашении, на котором красуются подписи премьер-министра Тимошенко, представителей Европейской комиссии, Всемирного банка, ЕБРР и Европейского инвестиционного банка, места для автографа российских чиновников не нашлось. И отечественная делегация во главе с министром энергетики Сергеем Шматко покинула Брюссель. Беспокойство властей вполне можно понять. Договор Украины с ЕС содержит целый ряд малоприятных для России статей. В частности, он позволяет покупать голубое топливо на российско-украинской границе, что лишает нашу страну всякой возможности влиять на транзит и фактически низводит ее до положения Туркмении.
Москва на столь неучтивое отношение к собственным интересам отреагировала весьма остро. Немедленно с предостережением в адрес партнеров выступил сам премьер Владимир Путин. "Если интересы России будут игнорироваться, то мы также будем вынуждены начать пересматривать принципы наших отношений", - заявил глава правительства. Слова премьера сразу нашли отклик в Госдуме, а энергетики заговорили о возможности перенаправления газовых потоков с Запада на Восток. Россию поспешили поддержать и давние партеры из итальянского концерна ENI. "Говорить об увеличении поставок газа без участия тех, кто поставляет газ, и тех, кто его покупает, - потеря времени", - заявил глава итальянского нефтегазового гиганта Паоло Скарони в ходе встречи с вице-премьером Сечиным.
После таких заявлений партнеры кинулись успокаивать Россию и даже попытались оправдываться. В ЕС твердили, что наша страна все равно останется "стратегическим партнером", а украинский премьер даже отметила, что намерена привлечь Россию в "большой программе модернизации" трубопроводов. Однако было уже поздно. Президент Медведев заявил, что Москва откладывает все переговоры о предоставлении Украине пятимиллиардного кредита до тех пор, пока не будет "прояснен вопрос с газовой декларацией".
Тогда украинское руководство пошло ва-банк. Премьер Тимошенко заявила, что готова рассматривать даже японские компании в качестве ключевых инвесторов, а уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский добавил, что России не удастся стать совладельцем украинской ГТС. Стоит пояснить, что по брюссельскому соглашению Киев должен получить модернизационный кредит в размере 2,5 млрд. долларов, в то время как Россия предлагала направить на те же нужды до 30 млрд., что примерно равняется стоимости всей ГТС.
Цифры
2,5
млрд. готовы потратить европейские власти на модернизацию ГТС Украины
30
млрд. собиралась выделить на ремонт трубопроводов на Украине Россия