«Роснефть» презентовала свою новую стратегию развития до 2030 года, основным приоритетом которой является ESG-повестка и достижение чистой углеродной нейтральности.
На этой неделе топ-менеджеры крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» презентовали новую стратегию развития компании, которая называется «Роснефть-2030: надежная энергия и глобальный энергетический переход».
«Стратегия компании основана на трех приоритетах: снижении углеродного следа, операционном лидерстве и повышении эффективности», — заявил первый вице-президент «Роснефти» Дидье Касимиро в ходе презентации.
По его словам, новая стратегия призвана укрепить лидерские позиции компании в отрасли, усилить ее конкурентоспособность в рамках ESG-повестки, а также еще больше повысить ценность для акционеров. Среди основных инициатив «Роснефти» — пилотные проекты по улавливанию СО2, декарбонизация транспорта, использование ветроэнергетического потенциала.
Ожидается, что абсолютные выбросы Областей охвата 1 и 2 сократятся более чем на 25% к 2035 году. Кроме того, «Роснефть» установила ряд целевых показателей к 2030 году, включая отказ от рутинного сжигания в факелах, снижение интенсивности выбросов метана до менее 0,2%, а также интенсивности выбросов в сегменте «разведка и добыча» до уровня менее 20 кг CO2 на барр. н. э.
Восточный ветер
«Роснефть» уже сегодня является лидером мирового энергетического рынка в части удельных затрат на добычу. По итогам 2021 года они составили 2,7 доллара за баррель нефтяного эквивалента — это минимальный показатель компании за последние пять лет.
«Нам удается удерживать удельные затраты по инвестициям на существенно более низком уровне по сравнению с основными международными игроками, притом что «Роснефть» инвестирует в новые капиталоемкие добычные проекты, такие как «Восток Ойл». Мы также настроены сохранять и развивать это конкурентное преимущество, чтобы оставаться лидером и в будущем. Такой результат свидетельствует о высокой эффективности менедж-мента и его способности держать под контролем расходы в периоды высокого инфляционного давления», — подчеркнул Дидье Касимиро.
Проект «Восток Ойл» играет важную роль в реализации новой стратегии «Роснефти». Его ресурсная база составляет свыше 6 млрд тонн премиальной малосернистой нефти, которая отличается уникально низким содержанием серы в 0,01-0,04%. Высокое качество сырья исключает потребность в отдельных установках на НПЗ, что позволит значительно снизить объем парниковых выбросов при переработке такой нефти. Для энергообеспечения «Роснефть» будет использовать попутный нефтяной газ, что обеспечит нулевое рутинное сжигание практически с самого начала эксплуатации проекта.
Низкие удельные затраты на добычу, а также более низкий углеродный след, чем у других новых крупных нефтяных проектов в мире, делает «Восток Ойл» одним из самых перспективных добычных нефтяных проектов в мире. При реализации проекта «Роснефть» ориентируется на использование передовых с экологической точки зрения технологий. Так, для энергоснабжения «Восток Ойла» планируется использовать попутный нефтяной газ, а также энергию ветра.
В ходе презентации генеральный директор «Восток Ойла» Владимир Чернов напомнил, что в конце ноября 2021 года в рамках Российско-китайского энергетического бизнес-форума были подписаны соглашения с китайскими компаниями для проведения исследования ветроэнергетического потенциала проекта. Исследования предваряют начало работ по проектированию, строительству и запуску в эксплуатацию энергоцентра на основе энергии ветра.
По словам Чернова, китайские партнеры уже в ближайшую неделю представят коммерческие предложения по созданию ветрогенерирующих мощностей на проекте. Он отметил, что на начальном этапе потенциал ветрогенерации составит до 40 мегаватт. «При условии успешной реализации первой стадии этого проекта будем развивать этот потенциал и дальше», — добавил Чернов.
По его словам, по проекту «Восток Ойл» предусматриваются альтернативные источники генерации на небольших автономных объектах вдоль трубы, где это очень целесообразно, что будет способствовать сокращению затрат и снижению выбросов. «Это не будет только дань вопросу развития «зеленой» энергетики, это вопрос экономической эффективности», — заключил топ-менеджер.
Улавливание углерода
Важное место в стратегии «Роснефти» занимают технологии по улавливанию и хранению углерода. В компании считают, что подобные технологии имеют решающее значение при работе по сокращению выбросов. Как сообщил директор департамента углеродного менеджмента «Роснефти» в ранге вице-президента Эмерсон Миленски, потенциальными хабами для проектов по улавливанию могут стать Юганск, Самотлор и Сахалин.
«Мы очень много времени уделяем проектам по улавливанию, хранению и утилизации углерода. Мы изучаем мировой опыт, передовые практики. Каждый проект уникален, и готовых массовых решений нет. В настоящее время мы выбираем пилотный проект: пока что было оценено где-то 40% лицензионных участков. И Юганск, Самотлор и Сахалин у нас будут основными хабами для хранения CO2, там будут располагаться основные хранилища», — сказал Миленски.
По его словам, компания ожидает достаточно быстро реализовать эти возможности благодаря значительному потенциалу резервуаров для хранения CO2. При этом работа над проектами в области улавливания и хранения углерода ведется в рамках сотрудничества с международными мейджорами.
В свою очередь, первый вице-президент «Роснефти» Дидье Касимиро сообщил, что хабы планируется запустить до 2030 года, при этом компания также анализирует проекты по производству низкоуглеродного топлива, в частности водорода. Проекты «синего» водорода будут связаны с площадками улавливания и хранения CO2.
Декарбонизация активов
«Роснефть» также прорабатывает варианты декарбонизации всех активов — «от устья скважины до АЗС», рассказал Дидье Касимиро. Собственный транспорт нефтяной компании будет постепенно переводиться на низкоуглеродное топливо, а на АЗС — развиваться сеть пунктов зарядки электромобилей.
Компания активно развивает сеть зарядных устройств для электромобилей на своих АЗС
Подробнее об этом рассказал советник по стратегическому планированию и инвестициям в ранге вице-президента Алексей Салин. По его словам, перевод автотранспорта с традиционных моторных топлив на КПГ, по некоторым оценкам, позволяет сократить удельные выбросы до 30%. «В первую очередь речь идет о переводе на КПГ бензовозов. В 2022 году после анализа эффекта от реализации ведущегося пилотного проекта будет принято решение по переводу части автопарка бензовозов в тех регионах, где газозаправочная инфраструктура уже создана или создается в настоящий момент», — отметил он.
«Роснефть» также активно работает над созданием сети зарядных устройств для электромобилей. В 2021 году в рамках сотрудничества с «РусГидро» были открыты четыре быстрые зарядные станции для электромобилей на АЗК «Роснефти». Всего по итогам 2021 года на АЗС компании установлены и работают около 20 зарядных станций в Московской области, Владивос-токе, Хабаровске, Ленинградской области, Тверской области и Краснодарском крае. Количество подобных зарядных станций будет увеличиваться вместе с развитием рынка электромобилей, сказал Салин.
«Зеленые» инвестиции
Еще одной инициативой «Роснефти» в области ESG является создание системы поощрения менеджмента за эффективную работу по снижению выбросов парниковых газов. Как рассказал Дидье Касимиро, в стратегии «Роснефть-2030» было предусмотрено создание прямых действенных целей, которые должны обеспечиваться соответствующими коэффициентами эффективности и распространяться на все уровни менеджмента.
«Создается связь между вознаграждением менеджеров и этими коэффициентами по выбросам. И таким образом все усилия компании направлены на снижение углеродных выбросов», — резюмировал Касимиро.
Он напомнил, что в рамках новой стратегии «Роснефть» планирует достичь углеродной нейтральности к 2050 году по выбросам категорий 1 и 2. Эта масштабная цель стала основой для формирования стратегии компании: оставаться устойчивым производителем и свести к минимуму углеродный след и воздействие на окружающую среду.
В свою очередь, Алексей Салин отметил, что любое инвестрешение, которое сегодня принимает «Роснефть», анализируется по критерию выбросов CO2. При этом ежегодные инвестиции в «зеленые» инициативы компании составляют порядка 5% от капитальных затрат, которые сегодня балансируют около цифры в 1 трлн рублей.
«То есть это более 200 млрд руб-лей за прошедшие четыре года. Далее с учетом оптимизации портфеля наших активов меняется наш потенциал по выбросам. В нашей стратегии предусмотрена дополнительная проработка ряда перспективных направлений по декарбонизации. И мы будем оценивать их инвестиции и пытаться наиболее оптимально для компании с учетом других задач выбирать пути развития», — указал Салин, добавив, что в перспективе доля «зеленых» инвестиций «Роснефти» в общем объеме будет расти.
Доля газа растет
В ходе мероприятия Дидье Касимиро также высказал свое видение в отношении перспектив дальнейшего роста спроса на газ в мире и рассказал о планах «Роснефти».
По мнению первого вице-президента «Роснефти», долгосрочный прогноз спроса на газ предполагает его рост на 1,6% в текущем десятилетии, а также на 1% — на протяжении 2030-2050 годов. При этом пики спроса на газ на развитых рынках, включая Европу и Северную Америку, ожидаются в 2030-2035 годах. Основной потенциал роста спроса исходит со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона и поддерживается ужесточением правительственного контроля над загрязнением окружающей среды и целевыми показателями сокращения использования угля.
Он добавил, что в долгосрочной перспективе будет увеличиваться и роль Ближнего Востока, а также новых регионов — потребителей газа, таких как Африка и Латинская Америка. В целом, по словам Касимиро, газ считается важным промежуточным топливом в процессе энергетического перехода, из-за чего прогноз спроса на него более оптимистичен, чем на нефть.
Реализация проекта «Роспан» позволит довести долю газа в общем объеме добычи углеводородов до 25% к 2025 году
На этом фоне вполне естественным выглядит намерение «Роснефти» нарастить долю газа в своей добыче. «Цель «Роснефти» довести долю газа в общем объеме добычи углеводородов до 25% до 2025 года будет реализована вне зависимости от экспортного потенциала», — сказал Касимиро. Стоит отметить, что по итогам 2021 года доля газа в общем объеме добычи углеводородов выросла уже до 21,7%.
В достижении поставленной цели по росту добычи газа особую роль играет проект «Роспан», который обеспечит объем в 20-22 млрд кубометров в год. Также в 2022 году планируется запуск Харампурского месторождения, где добыча при выходе на проектную мощность должна составить порядка 11 млрд кубометров газа в год с потенциалом дальнейшего роста до 25 млрд кубометров.
Перспективы рынка нефти
Коснулся Касимиро и состояния мирового рынка нефти, отметив, что в условиях сложившейся неопределенности многие нефтегазовые компании не решаются наращивать инвестиции. Из-за этого в 2021 году объем инвестиций в нефтегазовые проекты составил лишь половину от уровня 2014 года.
Он также отметил, что, по прогнозам, потребление нефти в мире будет расти до начала 2030-х годов при относительном снижении ее доли в мировом энергетическом балансе. И, хотя нефть и газ остаются важными для мировой экономики, энергетическая отрасль сейчас страдает под давлением климатической повестки, добавил он. «Мир продолжает потреблять нефть, но теперь инвестирует в нее гораздо меньше, чем нужно», — посетовал топ-менеджер.
По его словам, если в период 2011-2015 годов ведущие нефтегазовые компании мира инвестировали в геологоразведку в среднем 16 млрд долларов в год, то в прошлом году расходы на восполнение запасов углеводородов сократились до 5 млрд.
«В результате уровень восполнения глобальных запасов углеводородов снижается четвертый год подряд, а в ценообразовании на энергоносители стали учитывать риски дефицита поставок, что негативно сказывается на располагаемом доходе потребителей по всему миру», — заключил Касимиро.